С каждым годом комиксы всё прочнее укореняются в массовой культуре нашей страны, уже не являясь маргинальным развлечением. На их любителей, конечно, всё ещё косо посматривают, но уже без того непонимания, что царило вокруг раньше. Множество издательств переводят как культовые книги вроде «Возвращения Тёмного рыцаря» и «Убийственной шутки», так и новинки вроде прекрасного и неожиданного «Хоукая» или озорных, дико смешных и неприличных «Секс-преступников». Если раньше найти в продаже комиксы было практически нереально, то теперь такой проблемы не стоит: открылись специализированные магазины, да и в обычных книжных лавках зачастую есть целые отделы, отведённые именно под этот вид бумажной продукции. Чего уж говорить о кинематографе: киновселенная Marvel крепнет с каждым новым фильмом и если пару лет назад ожидать традиционную сцену после титров приходилось порой в одиночестве и под осуждающим взглядом уборщицы, то теперь с той же целью в зале остаётся две трети зрителей.
Разумеется, после таких успехов не могли не появиться специализированные мероприятия, на которых можно себя показать косплеерам, на других посмотреть обычным посетителям, ну и повидаться с именитыми деятелями соответствующих направлений, не говоря уж о возможности централизованно и в одном месте затариться свежими и не очень выпусками комиксов. «Большой фестиваль», прошедший впервые, организатором которого было издательство «Комильфо», один из основных популяризаторов комиксов в России, является подобным мероприятий, но одновременно с тем и чем-то большим. Во-первых, он расположился на территории «Экспофорума», новой и крупной площадки, которая выглядит в разы привлекательнее своих аналогов в Санкт-Петербурге. Во-вторых, сама идея была довольно специфичной - многочисленные стенды, посвящённые конкретным сериям игр, фильмов или комиксов, а так же целым вселенным, были разбиты на четыре эпохи: шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые и девяностые. Плюс отдельно выделялись зона комиксов, где можно было найти некоторых художников и сценаристов, а так же отдельные стенды издательств и магазинов; зона развлечений, где выставлялись настольные игры и коллекционные фигурки и носимый мерч и зона компьютерных игр, где желающие «покатать потную каточку» могли реализовать своё желание на могучих и шикарно выглядящих компьютерах. Кроме того, в специальном лектории проходили мастер-классы и лекции на интересные темы; в кинозале крутили хиты прошлых десятилетий, включая блокбастер со знаменитым рефреном «ублюдок, мать твою, а ну иди сюда...»; выступали рок-группы, а деятели науки и космонавтики в укромном помещении рассказывали всякое о том, как космические корабли бороздят просторы. Прибавить ко всему толпу косплееров и вот мы получаем феерическое событие, пропустить которое было совершенно невозможно.
Войдя в павильон около трёх дня можно было увидеть колышущийся океан людей, столпившихся возле главной сцены, машущих руками и невероятно орущих. Причиной таких эмоций был Алекс Хирш, создатель мультсериала Gravity Falls, который по праву считается одним из лучших рисованных телешоу если не вообще, то уж точно в последнем десятилетии. Алекс оказался очень весёлым парнем, лучезарно улыбающимся и постоянно отпускающим разнообразные шутки, причём, действительно смешные. И популярность его выступления ясно давала понять, что организаторы не прогадали, пригласив его в качестве одного из звёздных гостей. В это время в соседнем зале, зоне комиксов, заканчивал свою лекцию бразилец Матеус Сантолоко, автор выходящей сейчас серии Teenage Mutant Ninja Turtles. Увы, «Черепашки-ниндзя» никогда не вызывали восторга, но вроде как эти комиксы действительно хороши. По крайней мере знатоки и любители в этом убеждены и стараются передать эту уверенность окружающим. Придётся поверить на слово. Специально к фестивалю «Комильфо» выпустили малым тиражом некоторые свои комиксы со специальными уникальными обложками, а также переиздали те, чей тираж уже иссяк. Устоять и не отдать денег взамен такой коллекционной редкости было решительно невозможно. В той же зоне постоянно прошли презентации других издательств, которые, увы, закончились к моменту прихода. Зато присутствовавшие смогли узнать спылусжарные новости о планах на выпуск некоторых новых серий, о чём остальные прочли лишь вечером, когда они были продублированы на страницах издательств в соцсетях.
Стенды в зонах временных эпох разнились: были и аскетичные, снабжённые краткой информацией по соответствующей теме, больше походящие на фон для фотографии; были и масштабные, с декорациями и косплеерами рядом. К сожалению, реальным размахом похвастаться не мог ни один - все были уравнены в правах и размещены на одинаковой площади. А жаль, ведь некоторые культовые вселенные явно заслуживали большего. Особенно удручил «Доктор кто», ютящийся где-то сбоку и не пользующийся особенной популярностью. Впрочем, в принципе мало кто мог поспорить с тем ажиотажем, что происходил вокруг Gravity Falls - каждый третий был облачён как минимум в кепку одного из героев, чем заявлял о своём интересе здесь, то бишь, автографе Хирша, за которым выстроилась громадная очередь.
Дебютный «Большой фестиваль» получился ярким, красочным и очень весёлым мероприятием, где легко можно потратить целый день (и все деньги!), но ни капли о том не пожалеть. Жаль только, что без вспышки даже доставать из рюкзака фотоаппарат не имело смысла: павильон не был достаточно светлым для того, чтобы роскошные костюмы некоторых косплееров были удачно сняты на престарелый аппарат. Впрочем, даже без фиксации впечатлений в визуальном виде их хватило с избытком.
Алекс Хирш
Матеус Сантолоко
Дмитрий Глуховский
Патрик МакХэйл (создатель м/с Over the Garden Wall)