Музей истории фотографии, 8-е апреля 2016-го

Apr 09, 2016 02:50



О том, что в городе существует Музей истории фотографии вроде как и было известно, но эта информация скорее болталась на задворках сознания, до конца не формируясь в желание его посетить. Что довольно странно, так как... Ладно, в этом рассказе не получится избегать первого лица, так что буду «якать и «себякать». Так вот, странно это по той причине, что вся жизнь так или иначе связана с фотографией. Оно и понятно: дедушка с профильным образованием, оставивший кучу всякого фотонаследства; соответствующий кружок во Дворце пионеров (который так-то «Дворец творчества юных», но даже не побывав в пионерии по причине возраста сложно называть его как-то иначе). Наконец, уже почти десятый год идёт с той поры, как открыл для себя DSLR-камеры (цифровые зеркалки в переводе на велмог). И пусть превращать это увлечение в профессию никогда не хотелось, но при таком анамнезе сложно говорить, будто фотография меня не интересует совершенно.

Почему же всё-таки удалось дойти до этого музея? Во всём виновато удачное стечение обстоятельств. Во-первых, находится он на той же улице, что и Ботанический сад, так что после любования суккулентами и папоротниками было очень удобно зайти и сюда. Во-вторых, восьмого апреля музей был открыт для всех желающих совершенно бесплатно в связи с открытием выставки. Стоит ли задавать здесь риторический вопрос о любви блогера (да и в принципе экономного человека) к халяве? И, на самом деле, о посещении жалеть не пришлось. На первом этаже здания расположилась та самая фотографическая выставка из архивов, которую презентовал представитель музея, после чего на установленных недалеко от входа возникли крекеры, материализовались стаканы и бутылки с вином, бесплатность и неограниченное количество которого немедленно привлекли к себе всех пришедших на презентацию и некоторых даже стреножили, не позволив тем подробнее изучить экспозицию. Именно потому, после подъёма по затейливой винтовой лестнице на второй этаж там можно было увидеть совершенно безлюдные залы и с тщанием изучить постоянную выставку музея. А она того стоит.

Здесь царит настоящий пир для глаз: любители фотографии могут сойти с ума от многочисленных исторических артефактов; остальные же могут понять историю развития фотографии как искусства и воочию наблюдать за тем, как технологии шагали вперёд. К тому же, не стоит забывать о том, что это сейчас камеры выглядят как безликий угрюмый параллелепипед из металла и стекла с присаженным к нему цилиндром, но раньше же они были изящны и фантастически красивы. Старт экспозиции предсказуемо даёт реконструкция дагерротипных ателье с удивительными аксессуарами вроде настоящего человеческого черепа, и сами деревянные короба-фотоаппараты из шикарной древесины и украшенные сверкающими латунными деталями. Некоторые из них своими размерами могут удивить даже готового к сюрпризам человека. Затем - советская эпоха с её бесчисленными фотоувеличителями, кюветами и прочими приборами, назначение которых вряд ли будет понятно тем, кто не сталкивался с ними в практике. Зато я с восторгом узнал глянцеватель, которым лично пользовался при занятиях в фотокружке. По секрету должен сказать, что тогда же его и сломал, но, к счастью, не фатально. А вот и специальный аппарат для печати так называемых «контролек» - без них преподаватели секции не допускали к работе с печатью своих шедевров в нормальном формате, за которым следовала процедура возни в ванночках с проявителем и закрепителем. Кстати, не так давно проверял смеху ради - до сих пор с закрытыми глазами (в реальной жизни это происходило в специальной комнате при полной темноте) заправляю плёнку в бачок для проявки за несколько секунд, хотя практического применения этот навык за пределами Дворца пионеров так и не нашёл. Короче, эта часть музея вызвала массу положительных воспоминаний родом из детства.

Ну и как венец - громадная коллекция фотоаппаратов различных стран и марок. Kodak от «гармошки» до одноразовой «мыльницы»; наши «Смены» от утончённых форм до примитивного прямоугольника. «Зениты» всех конфигураций, от самого массового «Зенита-Е» до странных порождений Красногорского завода, которые появились на свет в мрачные девяностые. Перечислить все экспонаты невозможно - стоит увидеть самим. Тем более, здесь можно найти не просто фотоаппараты, которыми пользовались рядовые граждане, но также и шпионские камеры вплоть до таких, что маскировались под пуговицу и позволяли выведать секреты возможных врагов. Помимо фотоаппаратуры в небольшом уголке можно найти и любительские кинокамеры и проекторы для них. На фоне этих неудобных и громоздких махин как никогда ощущается невероятный прогресс, ведь теперь любой, кому вздумалось запечатлеть на видео какое-либо выдающееся событие может просто достать из кармана смартфон и нажать на нём соответствующую кнопку, а не мучиться с плёночными монстрами.

Резюме очевидное - не так сильно впечатляет выставка, ради которой и были распахнуты двери для экономных любителей искусства, как основная экспозиция. Конечно, без привязки к собственным опыту и воспоминаниям удовольствие было куда как меньшим, но даже без них здесь можно получить невероятные эмоции. Для того, чтобы возможность зафиксировать мгновение жизни была в доступности пары нажатий пальцем, было приложено немало усилий, вехи которых бережно отмечены в музее.







Тот самый глянцеватель. Он же мог служить банальной сушкой для фотографий. влажных после проявителя-закрепителя-промывки.





Одни из множества представленных увеличителей.



















Дагерротипные кассеты.



И то, куда они вставлялись.





Любая дама XIX наверняка желала фотографию с таким компаньоном.





Прото-3D: специальное устройство для стерео-фотографий.

















Помните Простоквашино, Шарика и его фоторужьё? Ну так вот с чем-то таким балбес и бегал. Только это немецкий вариант. А первоначальное назначение такого устройства - разведка.









Классический «Зенит-Е», но не простой, а ограниченной олимпийской серии. Хотя вроде как ничем, кроме гравировки с кольцами, он от обычного и не отличается.



















Leica III, с которой по утверждению таблички советская промышленность передрала конструкцию и придумала ФЭД - «Феликс Эдмундович Дзержинский». Хотя на самом деле первые ФЭДы, которые собирались руками беспризорников под руководством Макаренко в трудовой коммуне именни Дзержинского (отсюда и название аппарата), были скопированы с Leica I.





Ужас современного мира: фотоаппарат в виде банки «Третьего балтона».

























фото, выставка, музей

Previous post Next post
Up