Nov 22, 2016 23:29
Спустя несколько лет, на новом витке, вдруг вернулся старый неразрешимый гештальт: о принципиальной невозможности понимания.
Я стала больше общаться с людьми. Каким-то странным образом я многим из них нравлюсь. Во всяком случае, складывается такое впечатление. Но никогда не покидает ощущение, что однажды (вот-вот) квота на меня закончится и меня пошлют по известному адресу. Я так и никогда наверное, не пойму, «где у них кнопка». У взаимоотношений. Что создает симпатию. Где грань между «быть собой» и «быть терпибельным», т.е. не раздражать человека своим дурным характером.
С годами я научилась худо-бедно распознавать эмоции человека. Не обладая (сверх)эмпатией, я могу сочувствовать главным образом рационально (хотя здесь и неуместно, возможно слово со-чувствие, потому как я все равно не чувствую чужую боль или грусть): т.е. понимая, что человеку грустно/больно/тревожно/одиноко/ или он устал (что почти всегда очень похоже), я могу «предложить ему теплый напиток, подобно Шелдону». Но в отличие от Шелдона, я уже знаю, что «предложить теплый напиток» не всегда прокатит. И кого-то надо обнять, а другой человек не терпит касаний. Одного рассмешишь, а второй обидится на шутку. И так во всем в отношениях: ты все время идешь по минному полю, не зная, где подорвешься. Где вдруг совершишь ошибку. Хотя, может быть, ошибочно думать, что надо «угадать, что правильно». Теперь модно ставить себе диагнозы, люди с «синдромом Аспергера» теперь на гребне популярности. Я вроде как отношусь к «нормальному большинству», которое «интуитивно распознает социальные правила» и «считывает эмоции», но я хорошо понимаю, какого это не понимать, что делать в той или иной социальной ситуации. Я все время путаю социальные роли. Возможно, в какой-то мере со временем я научилась пользоваться этим, но механизма я так и не поняла. И никакое распознавание эмоций все равно не приближает меня к пониманию причин этих эмоций: связаны они со мной или нет. Ждет ли от меня человек того, что я пойму что-то « без слов» или я должна о чем-то спросить. По сути, чем дальше, тем больше я понимаю, насколько порой не понимаю сама себя. Насколько сложно ответить самому себе, почему ты делаешь что-то. Или чувствуешь.
Слова не помогают. Но и без них ничего не понять.