Три балета Чайковского

Jul 14, 2004 09:13

Танцы - вот обоюдная страсть, которая сразу вызвала взаимные симпатии у Петра Ильича и Камилио Сен-Санса, приехавшего в Москву дирижировать. Эта любовь к танцам имела неожиданное продолжение, которое разворачиается на сцене Большого Зала Московской консерватории. Оба заядлые балетоманы, они решили симпровизировать и назвали свой экспромт Пигмаелон и Галатея. Сен-Санс, сорокалетний бородач, изображал статую красавицы. Чайковский, тридцати пяти лет, в долгополом сюртуке, - выписывал антреша, пуанты и арабески вокруг коллеги. Директор, Николай Рубинштейн, играл роль оркестра и публики. Попробуйте представить эту сцену...
Возможно, что во время этих экспромтов Чайковский предложил Сен-Сансу послушать эскизы балета Лебединое Озеро, который был ему заказан для Императорского Оперного Театра.
Для автора балет был новинкой. Русская публика в те времена уже знакома со спектаклями такого рода: в Петербурге давно обосновались мэтры французского балета - Дидло, Перро и затем Марсельяс Мариус Петипа, переживший четырех царей от 1858 до 1904 года. Однако, опыт в музыкальной композиции практически отсутствовал, если не считать многочисленных сценок, которыми были завалены архивы антрепренеров от придворного балета.
Чайковский не собирался идти на поводу у хореографов, однако, храня свою репутацию серьезного композитора, опасался проявлять излишнюю фантазию в музыке для балета. Кроме того, царская Россия была в плену устойчивого заблуждения, и оценивала балетное искусство по Жизели - образчику романтического балета, поставленного в 1841 году при участии парижан Гейна, Готье, Адама (музыка) и Перро. Позже, в советской России, эта же самая Жизель была высшим мерилом мастерства для испонителей и эталоном балета, как музыкального спектакля, но не музыкального концерта. Пожалуй, только с появлением Копелии и Сильвии Лео Dелибе (Léo Delibes) музыка балета приобретает черты симфонической музыки, не теряя при этом своей хореографической направленности.
Чайковский, написавший Лебединое Озеро, внес огромный вклад в развитие балетной музыки.

Чайковский. Балеты

Classical Online (Real Player)

Музей П.И. Чайковского в Клину



musique

Previous post Next post
Up