Дневник капитана Семёнова (1)

Oct 27, 2016 19:00


Этой записью, возвращаясь в ЖЖ, ваш покорный слуга публикует выдержки из обнаруженнх в старом компьютере "Дневников Капитана Семёнова". Записи делались покойным капитаном Семеновым, служившим на Северном и Черноморском флотах, в течение более сорока лет.

Начало. Тетредь N 1.

6 Мая 1943
Уже давно я мечтал вести дневник, но все как-то не знал, с чего начать? Но вот решился. И стал записывать все, что со мною случается, мечты, мысли и т.п.
Я давно мечтал воспитать в себе силу воли, трудолюбие, усидчивость, настойчивость. Наряду с этим решил учиться самостоятельно, помимо школы изучать историю партии ВКП/б/. Заниматься физкультурой, а утром заниматься гимнастикой.

11 Мая 1943
Не писал, потому что не выполнял данные себе обещания. Второй день, как начал проблизительно выполнять. Повторяю и учу уроки, помогаю матери дома, воспитываю в себе усидчивость и трудоспособность. Самообразованием пока на занимался, нeт времени. Начал утром делать гимнастику. На днях устрою турник.
Сегодня была комсогруппа, отчитывался о работе за год, признали работу хорошей. Калинина, секретарь комсомольской организации нашей школы, задала одной ученице вопрос: "Как ты смотришь на жизнь?" Я думаю, что смотри не смотри, с какой хочешь стороны, а жизнь в нашей стране не забава.
. . . . . . . . . . . . . . .

1972, Средиземное море. Дневник «Загальный Зошит».

10 декабря 1972 г.

Очень высокой темп! Все удивлены. С 6-го на 7-е дежурил ОД. А 9-го вышел в море на СКР (сторожевой корабль) уже в должности зам. Нач. Штаба эскадры!  Танюша сумела подготовить хороший стол на 20 человек. 8-го НШ (начальник штаба) собрал офицеров штаба и торжественно проводил меня. Дали грамоту и написали приказ. Парторганизация подарила фотоаппарат "Зоркий". Сделал прививки от оспы и холеры . Получил сертификат.

Сейчас в 20:30 прошли пролив Дарданеллы. Удачно пристроились в кильватер за пассажирским т/х, который шел 17-ти узловой скоростью и залит весь огнями. Прекрасный мателот! Итак вошли в Средиземное море.

Корабельная жизнь мне нравится - размеренная, четкая! Заслушал днем представителей комиссии по испытаниям нового акустического комплекса. Вопрос выхода СКР на испытания в С.М. (Средиземное море)  решал лично ГК (главнокомандующий), и он посетил сам СКР в период посещения Феодосии длязнакомства с ЯК-36м, совершающего посадку на ПКР "Москва" (противолодочный корабль).
Пока погода нам благоприятствовала. Только утром долго не могли войти в Босфор - туман, а по закону подлости вышел из строя "Нептун". Вошли в пролив только в 11:15 и Мраморное море прошли 22 узлами.

Большое впечатление произвел строящийся мост в Стамбуле через Босфор: 165 метровые пилоны, 60 см. канаты над проливом, и уже закреплены три секции проезжей части. Высота 64 м над водой. Самый длинный канатный мост в Европе и третий в мире.
Как Танюша пришла в себя? Когда я уходил из дома она лежала с больной головой! Накануне много выпили.

11 декабря 1972
Получили приказание в т.15 (точка 15 - координаты неизвестны) перейти на РФС "Лама" (рефрежираторное судно) для дальнейшего следования в Мерса-Матрух. Бывалые люди говорят, что это для того, чтобы получить боны (валютные чеки, которые выдавались при увольнении личного состава на берег в инсотранных государствах) . Видимо заход "ПБС Котельников" (плавбаза) в ближайшие дни не планируется. Весь день знакомился смеждународным правом, структурой штаба эскадры, беседами с офицерами штаба, вооружением СКР пр. 159 беседами с корабельными офицерами, испытателями, беседами с комиссией, изучением документов, регламентирующих жизнь эскадры.

Пересекли Эгейское море с Севера на Юг. Погода хорошая. Непрерывно видно многочисленные острова. Утром облетели нас два американских "Корсара".




Примечание. Корабли СКР проекта 159 и 159А вели активную службу в ВМФ СССР: до мая 1966 классифицировались как противолодочные корабли, а затем только как СКР. Последние из них были выведены из состава флота в 1994 году. Черноморский СКР-27, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в июне 1967 и в течение 1968. Черноморский СКР-112 с 30 августа 1969 года по 31 января 1970 года нёс боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

13 декабря 1972
В т.15 (Восточная оконечность о. Крит) пришли с опозданием на 2 часа. В 15:00 стопорили ход для замера гидрологии. На СКР прибор замерял не температуру, а скорость звука.
В проливе ветер 14 м/с и пересадку пришлось делать у острова Кефоли (в 6 милях южнее о. Крит). С трудом пересели на "Ламу" в 2:30 12.12 и пошли в Матрух.

Капитан РФС Мадеев Георгий Антонович, 53 года, невысокого роста, лицо загорелое. Плавал во время Великой Отечественной войны, попал в книгу "Вместе с флотом боевым". Старпом Шром Михаил Митрофанович, молодой, лет 30, худощавый, светлые волосы.
Водоизмещение РФС 970 т. РФС построен в Хабаровске для рыбаков в 1968 г. Перегнали в Севастополь. Имеет две холодильные камеры на 350 тонн. Запас топлива 165 т., дизель, воды около 75 тонн. Люди плавают два месяца и не очень хотят возвращаться, т.к. идет валюта. Питание хорошее, много заходов в Порт-Саид, Александрию, Матрух.
Вечером посмотрел два кинофильма с перерывом на чай. На РФС две женщины - кок и буфетчица. Все очень стараются, работают хорошо - боятся потерять место.
К 9:00 13.12, как было согласовано с арабской стороной, подошли к приемному бую, но арабы уверяют, что заход согласован на 12:00. Сейчас стоим на якоре у приемного буя. Ждем своей судьбы.

Матрух - курортный городок на 10,000 жителей. Хорошо защищенная лагуна. Вход извилист. Глубина на форватере 5.5 м. Имеется железнодорожное сообщение с Александрией, автострада, аэродром, на котором до 1972 базировалась наша авиация ПЛО (ИЛ-38 иБе-12). Сейчас ее нет. Отношения испортились.

В городе есть КП Роммеля, с которого он руководил сражением при Эль-Аламейне. На пути к месту сражения имеется немецкое, английское и итальянское кладбища, поддерживаемые в хорошем состоянии. В летний сезон население городка удваивается.

В порту стоят два наших плавпричала. Арабы не дают нам даже их покрасить. А мы всегда держим здесь два судна или корабля, боясь потерять место. Планировали сделать ВМБ (временная морская база) но время упущено, а сейчас отношения плохие.
Беседую со всеми о жизни эскадры. Пока очень интересно, много нового.
Волнует Танюша, не стала бы хандрить. Как интересно она переносит разлуку?
Погода пока балует и по настоящему не качало. Это хорошо, т.к. дает возможность втянуться в боевую службу.

У восточной оконечности стоял на якоре кр. Ушаков, СКР "Ворон", РФС "Лама", ВТР "Мезень". Этот район самый неблагоприятный для якорной стоянки - всегда дуют ветры, много теряют якорей.
Три чуда: русские борются с пьянством, немцы с войной, евреи с миром.

В 13:00 вошли в Мерса-Матрух. Фарватер на ломаной кривой. Четыре створа. В глубине бухты два наших плавпричала. Корни делали арабы. У одного плавпричала стоит арабский ТЩ (нашей постройки), с другой стороны два СКА. У одного РФС "Миус" (однотипный"Ламе", с другой стороны ПСКЛ-16 (плавсклад). РФС "Лама" ошвартовался к ПСКЛ-16. Один каменный причал, у которого стоит египетский фрегат английской постройки. Вооружение: на носу спаренная арт. установка 127 мм, универсальная, на корме одноствольная, 4 х 2 зенитных автомата. Причал длиной 80 м.

Старший командир дивизиона кап 2 ранга Хренов. В тропической форме. Смена через 6 месяцев. Жалуется на скуку. Помог нам - 4 штабным офицерам ознакомиться с городком. Одели рубашки. Порт огражден проволочным заграждением. Окопы, мешки с песком, охрана.

Издалека городок имеет привлекательный вид. Архитектура интересна и оригинальна. Крыши плоские. Три улицы асфальтированы. Все улицы грязные. Много возят на ишаках.

Нам доставили зелень - картофель, лук, капусту, морковь, апельсины, мандарины на ишаках.
Арабы мужчины одеты чаще по европейски: рабочие в костюмах, победнее рубашки, джемпера, жакеты, брюки. На ногах самая разнообразная обувь: сандалии, босоножки, ботинки, туфли. Чаще без головных уборов, встречается чалма, или покрывало. Несколько мужчин в длинных белых одеждах. Женщин на улице мало. Пожилые в длинных платьях. Девушки в брюках. Девочки в платьях.

Дети работают. Девочки прислуживают в магазинах, ресторанах. Мальчики ездят на ишаках. Это в возрасте 6-7 лет. В магазинах ничего интересного не видел.

Лица встречаются светлые и всех оттенков до черного, как у негров.

Валюты имели один фунт. Выпили по бутылке пива (0.7). Бутылка стоит 20 пиастров. 20 пиастров дали сдачу и поблагодарили, что мы зашли.
Везде грязно, неуютно. Большинство одеты очень грязно, неряшливо. Дома вблизи  непривлекательны, кроме единичных. Бродит много коз, встречаются коровы. Растительности мало - кругом песок. Растут пальмы и еще 3-4 вида какой-то зелени. Видели одну усадьбу - много хорошей зелени.

Один мальчик просил значки. Тепло. Я ходил в рубашке с закатанными рукавами. Вода +20.0 С. Декабрь!!! Вода очень красивая, нежно-голубая. Небо тоже красивое, голубое-голубое. Но очень мало зелени.

В продаже очень много мяса. Туши висят прямо на улице. Смазаны каким-то веществом и ни одна муха не садится в течение нескольких суток.

Часто встречаются автомашины различных марок. Вдоль побережья в городе вырыты окопы, первые этажи зданий заложены мешками с песком. Много военных, несколько казарм. Строят мало и все вручную.
Лавочки все маленькие, тесные. Продают всякую всячину. Общее впечатление грустное. Бедный народ, грязный городишко. Пирсы ржавые. Арабы нам чистить не разрешают, а сами не красят. Пляжи хорошие.
Цвет зданий светлокоричневый, желтоватый. Окон мало и маленькие, с деревянными ставнями. Внешне безжизненны.

16 декабря 1972
Закрутилась жизнь эскадренная. 14-го подошли на "Ламе" к ПБС "Котельников". Прибыл, доложил командованию. Встретили меня очень хорошо. Ожидаем прибытия москвичей по страшно неприятному случаю на "северном" корабле (корабли делятся на "черноморцы", "северяне", "балтийцы").
А случай такой: два матроса сбежали с корабля. Это произошло 2 декабря и до сих пор полня неясность - где они?  Эскадра была представлена к юбилейной медали, и вот теперь...
Начштаба преследует проповедующих теорию отпихизма.

Вчера поймали черепаху на крючок - в диаметре полметра. Сегодня поговорил с КП, а они с женой. Дома все в порядке. Завтра идем в Александрию на двое суток для поздравления вновь назначенного командующего ВМС Египта. Это очень интересно.

Пока не могу привыкнуть - рядом Африка. Смотрю в иллюминатор и вижу берег Африки!

***
Продолжение: http://ponyrev.livejournal.com/333706.html
                                                                                                  Авторские права на тексты дневников на английском языке принадлежат кинокомпании GIG Films.

diaries, submarine

Previous post Next post
Up