Оригинал взят у
mkarev в
Ах, вы больше не Шарли? Одна из моих недавних
заметок о судьбе среднего класса вызвала дискуссию о том как средний класс связан со срединной культурой, с утратой системы ценностей, то бишь неразличением добра и зла. Тема нетривиальная, весьма глубокая. И вот последние события в мире, как мне кажется, могут послужить хорошей иллюстрацией того что называется "неразличением". Сначала я изложу события и связи между ними, а потом развернуто прокомментирую.
31 октября потерпел катастрофу самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа" (MetroJet), выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Падение произошло спустя получаса после вылета над египетской провинцией Северный Синай. Вскоре после крушения террористическая организация ИГИЛ взяла на себя ответственность за произошедшее. В настоящее время идет расследование причин катастрофы международной комиссией. Представители большинства стран высказали соболезнования России по поводу случившегося.
6 ноября скандально известный французский журнал Charlie Hebdo
опубликовал карикатуры на катастрофу А321 в Египте, унесшую жизни 224 жизни. Среди погибших более 20 детей, в том числе совсем крохи - возрастом около года. В России их ждали родственники, приехали в аэропорт встречать и уже там узнали об их гибели.
А 7 января этого же года в редакции журнала Charlie Hebdo было расстреляно 12 сотрудников. Ответственность за теракт (а французские власти квалифицировали это именно так) взяли на себя аль-Каейда и ИГИЛ. Причиной теракта была названа публикации карикатур на пророка Мухаммеда и лидера ИГИЛ аль-Багдади. Вечером того же дня в Париже началась многочисленная манифестация в знак солидарности с семьями погибших и пострадавших в результате теракта. Многие вышли с листовками с белой надписью «Я - Шарли» (фр. «Je suis Charlie») на чёрном фоне, причем не только во Франции, но в многих странах по всему миру (например, на Украине).
11 января 2015 года в Париже прошёл республиканский марш в память о жертвах терактов 7-9 января. В нём приняли участие руководство Франции и несколько десятков руководителей и представителей государств мира (см. фото). Президент Франции Олланд заявил, что мы единая страна, которая сможет реагировать и сплотиться.
Карикатуры "шарлистов" посвященные крушению российского А321 прокомментировал официальный представитель МИД Франции Ромен Надаль. Он заявил, что "Во Франции журналисты свободны выражать свое мнение, французские власти не имеют к ним никакого отношения". А главный редактор Charlie Hebdo Жерар Биар сказал, что не понимает причин критики, прозвучавшей в России после публикации этих карикатур. Об этом он заявил в интервью русской службе радиостанции Radio France Internationale.
Теперь давайся свяжем воедино все элементы мозаики. Перед нами два очень похожих случая. И там и там погибли мирные люди, и там и там ответственность на себя взяло Исламское Государство. Но, как говорилось в одном анекдоте, есть один нюанс. В случае расстрела редакции Charlie Hebdo речь шла о том, что были оскорблены религиозные чувства мусульман, а светский и атеистический журнал на религиозные чувства верующих плевал с высокой колокольни, будь они хоть мусульмане, хоть христиане, хоть иудеи. За что и был "наказан" экстремистами в лице ИГИЛ. Кстати сказать, исламский мир к такому "наказанию" отнесся негативно и
отмежевался от экстремистов. Поскольку светская Европа к религиозным чувствам относится без пиетета, то поводов и желания осуждать карикатуристов не нашлось. Особенно интересна позиция фрау Меркель, которая является лидером партии Христианско-демократический союз, то есть христианские ценности ей должны быть не чужды. Политики участвовавшие в республиканском марше 11 января совершили грубейшую ошибку, отождествив сочувствие к погибшим карикатуристам и неприятие религиозного (в данном случае исламского) экстремизма. Фактически, они сказали, что они - Шарли, то есть согласны с их безответственными действиями и поддерживают такую позицию надругательства на чувствами верующих.
В благодарность светские, несвязанные какой-либо религиозной моралью "шарлисты" поглумились над смертью двухсот граждан России, опубликовав свои карикатуры 6 ноября. И речь действительно идет не о кощунстве, строго говоря, кощунство - это понятие религиозное. Всё ещё хуже, речь идет о том, что человеческая жизнь для цивилизованных европейцев перестала быть ценностью, а смерть превратилась в повод поржать и блеснуть остроумием. Это вопиющий факт дегуманизации европейского общества. Да, именно общества, а не отдельных скандалистов-карикатуристов, которые "ради красного словца не пожалеют имени отца", потому что европейское общество 7 января, а потом и 11 января солидаризировалось с этими карикатуристами, сказав «Je suis Charlie». Жалкая попытка МИД-а Франции отмежеваться от Charlie Hebdo, дескать у нас свобода слова, а французские власти тут не причем, называется низость. Сначала, когда вам было политически выгодно, вы были Шарли, а теперь когда это стало неудобно и неприлично (неуместное слово) вы стали не-Шарли. Свобода слова оказалась важнее чем сострадание.
Это и есть суть неразличения. Вместо абсолютных критериев что есть "добро" и что есть "зло" используется принцип "что хорошо для меня в данный момент". И одно и тоже событие трактуется по-разному. Христианская мораль отвергнута (светское общество Модерна, неправда ли?), светская мораль растоптана, человеческая жизнь и достоинство более не являются чем-то особо ценным. Что дальше? Открытое признание факта, что человек не нужен? Так косвенных доказательств более чем достаточно.
Или, стесняюсь спросить, русские люди для Charlie Hebdo - и не люди вовсе? По мне так, Charlie Hebdo - это нелюди, посланники ада на Земле, добивающие остатки морали и гуманизма. По-другому их поведение объяснить невозможно