Об укусе змеи

May 04, 2010 19:44


Большинство жизненных вопрос не вызывало во мне никаких противоречий ещё в подростковом возрасте. Лишь один вопрос оставался открытым для меня даже на первых курсах института: "как отвечать на зло?". Пытаясь вести сам с собой диалектичный дискурс на эту тему я каждый раз заходил в типик. С ответом помог Фридрих Вильгельмович. Наверное именно после этой его притчи он перестал быть для меня сумасшедшим, а преобразился в один из столпов морали.

Однажды Заратустра заснул под смоковницей, ибо было жарко, и положил руку на лицо свое. Но приползла змея и укусила его в шею, так что Заратустра вскрикнул от боли. Отняв руку от лица, он посмотрел на змею; тогда узнала она глаза Заратустры, неуклюже отвернулась и хотела уползти. "Погоди, -- сказал Заратустра, -- я еще не поблагодарил тебя! Ты разбудила меня кстати, мой путь еще долог". "Твой путь уже короток, -- ответила печально змея, -- мой яд убивает". Заратустра улыбнулся. "Когда же дракон умирал от яда змеи? -- сказал он. -- Но возьми обратно свой яд! Ты недостаточно богата, чтобы дарить мне его". Тогда змея снова обвилась вокруг его шеи и начала лизать его рану.
Когда Заратустра однажды рассказал это ученикам своим, они спросили: "В чем же мораль рассказа твоего, о Заратустра?" Заратустра так отвечал на это: -- Разрушителем морали называют меня добрые и праведные: мой рассказ неморален.
 Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.
 И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!
 И если случилась с вами большая несправедливость, скорей сделайте пять малых несправедливостей! Ужасно смотреть, когда кого-нибудь одного давит несправедливость.
 Разве вы уже знали это? Разделенная с другими несправедливость есть уже половина справедливости. И тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести ее!
 Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие всякой мести. И если наказание не есть также право и честь для нарушителя, то я не хочу ваших наказаний.
 Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым, особенно если ты прав. Только для этого надо быть достаточно богатым.
 Я не люблю вашей холодной справедливости; во взоре ваших судей видится мне всегда палач и его холодный нож.
 Скажите, где находится справедливость, которая есть любовь с ясновидящими глазами?
 Найдите же мне любовь, которая несет не только всякое наказание, но и всякую вину!
 Найдите же мне справедливость, которая оправдывает всякого, кроме того, кто судит!
 Хотите ли вы слышать еще и это? У того, кто хочет быть совсем справедливым, даже ложь обращается в любовь к человеку.
 Но как мог бы я быть совсем справедливым! Как мог бы я каждому воздать свое! С меня достаточно, если каждому отдаю я мое.
 Наконец, братья мои, остерегайтесь быть несправедливыми к отшельникам! Как мог бы отшельник забыть! Как мог бы он отплатить!
 На глубокий родник похож отшельник. Легко бросить камень в него; но если упал он на самое дно, скажите, кто захочет снова достать его?
 Остерегайтесь обидеть отшельника! Но если вы это сделали, то уж и убейте его!
 Так говорил Заратустра.

P.S. Достойный ответ всяким поборникам позитивного мышления.

book

Previous post Next post
Up