РКИ: ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

May 23, 2018 22:08



Готовясь к уроку по речевой практике, необходимо начать с выбора темы, которую можно обсудить, или ситуации общения. Тема - это предмет для разговора: дом/ квартира, спорт, экономика, политика, досуг и отдых и под. Ситуация общения связана с условиями, в которых это общение происходит: «В магазине», «В ресторане», «У врача», «В аэропорту» и под.

После выбора ситуации или темы необходимо отобрать языковой и речевой материал, с которым будет идти работа. Материал может быть в том числе и текстовый (диалоги и монологи), который, во-первых, послужит поводом для выхода в речь, а во-вторых, станет образцом для самостоятельных высказываний учащихся.

Текстовый материал можно не составлять, а брать готовый с учетом уровня студентов: начальный, средний или продвинутый.

После этого необходимо определиться с заданиями по отобранному материалу, цель которых - научить учащихся составлять собственные устные высказывания по теме или в ситуации общения.

Урок по разговорной практике обязательно должен начинаться с речевой зарядки, которую преподаватель может начинать с сообщения о себе: что он видел по телевизору или читал в газете, куда ходил на выходных, как планирует провести отпуск, что будет делать на пенсии, на что потратил бы миллион, если бы выиграл в лотерею, и под. После этого он задаст учащимся вопрос о том же самом: а как они провели последние выходные? Тем самым педагог максимально приблизит учебную ситуацию к естественной (ведь его рассказ о себе естественным образом требует отклика собеседника) и даст учащимся образец для собственных высказываний. Сообщение учителя может быть коротким. Тогда оно может быть вместе с вопросом записано на доске и микродиалог (вопрос-ответ) может быть разыгран по цепочке между всеми присутствующими (которые могут дать оригинальный ответ или воспользоваться сообщением преподавателя). Все отличающиеся от исходного ответы могут также записываться на доску.

Если в центре урока по речевой практике будет некий текст, лучше, чтобы он впервые предъявлялся устно (до занятия учащимся лучше предложить прочесть дома похожую историю, не ту, которая будет озвучиваться преподавателем в классе). До предъявления звучащего текста должно быть дано задание «Послушайте и скажите …», которое сфокусирует внимание учащихся на содержании сообщения. После прослушивания текста учащиеся будут отвечать на заданный до его прочтения вопрос и тем самым (в том случае если они уже могут сформулировать ответ по-русски) произойдет выход в речь.

После этого учащимся могут быть заданы другие вопросы по тексту, на которые они должны будут также ответить устно. Полезно в какой-то момент предложить студентам вопросы, касающиеся лично их. Так, например, если обсуждался текст о спорте, хорошо в какой-то момент спросить, а занимаются ли они сами спортом, каким, почему они его выбрали или, наоборот, не любят, каким спортом они хотели бы заняться, если бы могли делать всё, что захотят, и под.

Автор публикации: Поначевная А.А. https://mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/

методика преподавания рки, русский язык для детей за границей, Урок РКИ, РКИ, русский язык детям, русский как иностранный

Previous post Next post
Up