Синтаксис на уроке по РКИ: подлежащее и сказуемое - правила координации

Jan 12, 2018 13:16



Координация подлежащего и сказуемого: выбор формы

Рассмотрим три примера.

1. Семь человек перешлИ на работу в другие компании.
2. Несколько диких уток поднялИсь в воздух.
3. ПрошлО десять лет.

Возникает вопрос, правильно ли выбрана форма для глагола в каждом предложении (и если правильно, то почему).

Прокомментировать сделанный выбор можно следующим образом.

На самом деле мы видим здесь 3 случая, которые попадают под 3 разных правила.

Правило для примера 1: Со словосочетаниями со всеми количественными числительными (кроме один) глагол координируется в форме единственного или множественного числа: Шесть студентов игралО/ игралИ в шахматы.

Правило для примера 2: При сочетании с местоимением несколько глагол может также стоять в форме множественного числа: Несколько учащихся пришлИ в лицей. ПришлО ещё несколько человек.

Правило для примера 3: Если сказуемое представлено глаголами быть, находиться, исполняться, пройти, эти глаголы координируются со словосочетаниями с числительными только в форме единственного числа (в прошедшем времени при этом выбирается форма среднего рода): ПрошлО 32 года.

Получается, что все предложения построены правильно, ошибок в них нет.

В курсе по РКИ об этих правилах необходимо рассказывать иностранным учащимся.

Прочитать о них (а также о многих других) можно, например, в пособии В.Н. Вагнер Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание.

Поначевная Анастасия https://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/

методика преподавания рки, русский язык для детей за границей, Урок РКИ, РКИ, русский язык детям, русский как иностранный

Previous post Next post
Up