Когда работал в Храброво, много общался там с отставными лётчиками 263 транспортного авиаполка. В их рассказах часто упоминался лётчик по фамилии Филатов. Из рассказов он получался личностью почти эпической - наверное, в каждом авиаполку есть такие люди. Он был командиром АН-12, всю службу летал в этом полку, а после дембеля поехал в Анголу работать по контракту с местными авиалиниями на хорошо знакомом АН-12. Денег за смертельный риск платили много, а на дворе, напомню, стояла вторая половина лихих 90-х.
Звал он с собой и своего правого лётчика, с которым они летали почти всю службу - М.В.Бурнашова, который и рассказывал мне все эти истории. Михаил тогда отказался: хотел дослужить положенные 20 календарей и выйти на пенсию через 6 лет. Ну, на нет и суда нет. Остался служить в Храброво, а Александр Степанович Филатов полетел в Анголу. Вернуться оттуда ему было уже не суждено.
В то время в Африке был самолетопад: Антоновские машины сбивали огнем с воздуха всевозможные повстанцы, самолеты падали из-за отказов - обслуживание в Африке практически отсутствовало, а возить самолеты из Африки на авиазавод в Ташкент было весьма накладно, вот они и летали "до упаду". Я долго искал
инфу про этот эпизод, и, наконец, нашел.
"27 декабря 1998 г. После вылета из Луанды курсом на аэропорт Лукапа (провинция Северная Луанда) пропал без вести самолет Ан-12 конголезской регистрации # TN-AFJ, работавший по контракту между ирландской компанией "Heller International" и местной авиакомпанией "ACA AIR ANCARGO". Состав экипажа: Филатов Александр Степанович, Хоменко Александр Леонидович, Трофимов Игорь Леонидович, Ваганов Геннадий Гумарович".
Кроме экипажа из 4 человек, на борту больше никого не было.
Дополнение:
"The Antonov disappeared during a flight from Luanda to Lukapa.
It was probably shot down with a shoulder-fired SAM by UNITA rebels and crashed in the bush near Cafunfo."
Вероятно, поисками упавшего самолета никто не занимался, поэтому обстоятельства, при которых АН-12 с экипажем Филатова пропал без вести, наверняка так и останутся неизвестными. Может быть, на борту вспыхнул пожар, может, произошел отказ управления, а вероятнее всего, думается, - с земли прилетела ракета ПЗРК или очередь из ДШК.
Вот каково было - летать в Африке.
Вечная память.
НА ФОТО: АН-12 до отъезда в Анголу, фото
отсюда.