Ода военным лётчикам

Apr 03, 2014 01:24



"Весной 1975 года заходили мы на Ил-14 в Канске на посадку на военный
аэродром: наш то ли расквасило дождями, то ли залило половодьем. И в это же
время там садилась группа истребителей, видимо, только что "освоенных"
молодыми летчиками, -- откуда-то перелетали. Командовал движением офицер,
наверно командир эскадрильи. В эфире было слышно монолог.
-- Ноль девятый, ноль девятый! Роспуск пары на посадку. Так, второй
разворот. Высоту, высоту держи. Над тобой, справа налево, на тысячу двести
-- пассажирский Ил-14. Посмотри вверх! Не видишь? Влево, влево ушел. Ладно,
давай третий. Шасси не забыл? Так, давай четвертый. Щиток! Газу, газу
добавь. Посадку разрешаю. Дальний перед тобой. Прошел дальний, полоса прямо.
Не видишь? Не видишь? Ух-ходи на второй круг! Так, ноль пятый, выполняй
третий. Как выйдешь из четвертого, следи полосу! Шасси не забыл? Ил-14,
возьми вправо двадцать и отойди километров на десять, мне надо группу
посадить. Так, ноль пятый, видишь полосу? Ну, под торец. Низко, низко,
добавь газу! Подтяни! Так, так...добирай! Малый газ! Парашют! Не тормози. Не
тормози так! Так, выключайся, сейчас подъедет пожарка, колесо потушит...
Мы таки сели. Я зашел на вышку: потному майору было не до меня. Один
Су-15 выкатился, у другого еще дымилось колесо, а в воздухе болталась еще
пара "асов".
Я таких примеров мог бы привести еще несколько. Это не злобная клевета.
Это горечь. Потные майоры так путем никого и не научили... хотя управляли
всей страной. Ну, не майоры, так секретари. Троечный уровень... И страна
"пришла"...".

Прозвучал отрывок из знаменитой книги В.В. Ершова "Записки ездового пса".
Ершов Василий Васильевич - профессиональный пилот гражданской авиации, пилот-инструктор Ту-154. Стаж летной работы 35 лет, налетал 19300 часов (На Ту-154 - 10000 часов). Замечательный писатель, один из немногих, кто сейчас пишет с уважением к читателю.
Многие его книги я читал и перечитываю.
Но пассаж про потного майора меня задел. Предвижу одергивания: "а ты дальше читал???" Отвечаю: читал. Да, Василий Васильевич смягчает тон: "нельзя же огульно обвинять тысячи и тысячи военных летчиков, не по своей вине вынужденных сидеть на земле без топлива, без тренировок, оторванных от любимого неба и получающих его по капле три раза в год. И они еще умудряются поддерживать уровень мастерства и боеспособности -- это ж какой каторжный труд на тренажерах! И я, объедающийся полетами, небом, наслаждением мягких посадок... я испытываю стыд. Ладно, я налетался. А как им хочется!"

Но осадочек остается. Хотя, конечно, кто я и кто Ершов, и что ему до моего осадочка... Тем более что я не летчик и не эндокринолог. Но таких вот майоров я хорошо знаю и очень рад тому.

Итак. У линейного пилота к концу службы налет 20000 (двадцать тысяч), у потного майора - в среднем 1700 (тысяча семьсот).
Что отличает работу "потных майоров" от работы линейных пилотов? Что умеет потный майор? Блин, да что же я прицепился к "майору". "Потный подполковник"! Вот что он умеет:
1. Дозаправляться в воздухе
2. Взлетать и садиться в сложных метеоусловиях
3. Летать на сверхзвуке
4. Летать на сложный и высший пилотаж с большими перегрузками
5. Летать на предельно малых высотах
6. Некоторые из них умеют садиться на авианосцы
7. Летать на полигон, где можно пускать ракеты, бросать бомбы, стрелять из пушек - это называется "боевое применение".
8. Летать на перехват воздушных целей. И иногда даже их сбивать.
9. Учить потных лейтенантов всему вышеперечисленному. Упорно учить и в итоге научать. Да, выкатился, колесо загорелось...
Помимо В.В. Ершова, я читаю военных летчиков - В.Н. Сокерина и В.В. Чечельницкого. Таких ситуаций при руководстве полетами, как описывает Ершов, у них было множество. Это не говорит о невежестве,
непрофессионализме и глупости "потных майоров" и "асов". Это говорит совершенно о другом. О подвиге советских летчиков, в разгар Холодной волны нередко ценой своих жизней осваивавших новейшие самолеты...
Да, да, да! "Специфика разная", "небо общее", все такое.
В том-то и дело. Вернее, не дело это - налетами мериться гражданским с военными.

И причем тут потные майоры и развал СССР? Ведь это о нем автор говорит - "И страна
"пришла"...

Как-будто тот майор - РП из далекого 75 года запустил некий механизм, в результате чего всё рухнуло.

НА ФОТО: лётчики и штурманы СУ-24М из 4 Гв. ОМШАП (Черняховск)

прошлое, советские лётчики, флот

Previous post Next post
Up