Балтийская коса, 2016 год. Часть первая - аэродром.

Jul 10, 2016 22:34

Предпринял вылазку на известный аэродром Коса - место дислокации 17 ОМДРАЭ - 49 ОПЛАЭ, преемницы легендарного 51-го МТАП времен Великой Отечественной войны.



Аэродром, а именно - ангары, рулёжки, полоса, аэродромные сооружения - продолжают интенсивно разрушаться. Однако, самые частые гости здесь - вертолеты: военные и МЧС-овцы. Мне удалось поймать военный Ми-8 над ангарами:



Разговоры о восстановлении полосы для звена реактивных гидросамолётов типа Бе-200 так и остались пустым сотрясанием воздуха, а ввиду смены руководства Балтфлота - вряд ли осуществятся.
Про этот аэродром существует огромное количество статей в ЖЖ и не только, но я постараюсь помимо репортажа, отражающего нынешнее состояние аэродрома, провести для своих немногочисленных читателей небольшой экскурс в историю прославленной советской авиачасти и ее прошлого.
В 1947 г. на этом аэродроме была сформирована 17-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья на самолётах американского производства Каталина и Нимрод. В задачи этой эскадрильи входили: разведка кораблей в Южной Балтике, участие в сбор-походах и учениях кораблей, облёты новых кораблей Балтфлота, поиск подводных лодок противника. В 1953 г. эскадрилья начала осваивать гидросамолёты Бе-6, остававшиеся на ее вооружении до 1970 г., когда им на смену пришли гидросамолеты Бе-12, которые оставались на вооружении отдельной противолодочной эскадрильи вплоть до ее расформирования в 1998 г. С этого года уникальный аэродром, будучи уже брошенным, начал превращаться в очередную военную помойку девяностых, в которые обратились многие прославленные воинские части.
Личный состав эскадрильи в 1960 г., на заднем плане - плоскость и правая силовая установка гидросамолёта Бе-6:



Бе-6 17-й ОМДРАЭ на фоне одного из ангаров аэродрома Коса:



На крайнем фото хорошо видно, что уже в 50-е годы состояние аэродромов было не ахти. По крайней мере, остекление отсутствует.
С появлением турбовинтовых Бе-12 вместо поршневых Бе-6 в задачи эскадрильи вошли поиск и условное уничтожение подводных лодок НАТО с помощью радиоэлектронных средств - магнитометров и буев посредством бомбо - и торпедометаний. Отрабатывались и учебные применения ядерных бомб по подлодкам противника.
Бе-12, на которых морские лётчики стали летать с 1970 г: борт 25 жёлтый проходит над Балтийским морским каналом, виден Балтийский маяк:



Ангары и другие аэродромные сооружения в советское время продолжали потихоньку разрушаться, должного ухода за ними не было, стекла не вставлялись, задвижные створки тоже быстро вышли из строя и не восстанавливались. Самолёты стояли на бетоне перед ангарами, а в самих ангарах они находились зимой, когда замерзала акватория гидрогавани, и в период регламентных работ. В одном из ангаров, самом запущенном, утилизировались списанные самолеты, узлы и агрегаты. Именно там находилась последняя "Каталина" эскадрильи - под обломками обвалившейся крыши ангара...
Ангары были заняты аэродромной техникой - топливозаправщиками, передвижными пусковыми агрегатами и прочим.
В экипаж гидросамолёта входили, как правило, командир, правый лётчик, штурман и бортрадист.

Экипаж Бе-12, аэродром Коса, 1983 г. Интересны ЗШ-3 со снятыми светофильтрами:



Наибольший объем работы лежал на штурмане противолодочного самолета: в его обязанности входили собственно самолетовождение, а также поиск целей - субмарин и кораблей противника. Портфель штурмана всегда был пухлым: в нем лежало множество карт, таблиц и справочников, это сейчас в распоряжении лётчиков GPS или Глонасс, а тогда штурман рассчитывал только на свои опыт, навыки и умения. Кстати, в портфеле штурмана постоянно находилась стальная болванка весом в полтора килограмма: для гарантированного затопления, если гидросамолёт вдруг совершит вынужденную посадку в море и возникнет угроза захвата противником секретной информации.
Командир эскадрильи подполковник Бойко возглавляет парадный строй по случаю передачи эскадрилье Боевого знамени и почетных регалий легендарного 51-го минно-торпедного полка времён войны. На заднем плане - один из немецких ангаров:



Опять же, на крайнем фото видно запущенное состояние немецких ангаров: как уже указывалось, за ними особо не следили уже тогда.
Я считаю, все это - ангары, здания, полосу - нужно непрестанно фотографировать, поскольку все эти замечательные сооружения неумолимо стираются с лица земли и, скорее всего, никогда не будут восстановлены.

Пустующая стоянка самолётов несуществующей ныне противолодочной эскадрильи:



02.


03.


04.


Пустуют и потихоньку продолжают разрушаться и ангары:

05.


06.


07.


08.
На этом фото видна кустарная попытка заделать пробоину со времен войны:



09.
Этот ангар наиболее сильно разрушен: когда здесь базировалась эскадрилья, он был занят списанными самолётами и различными их фрагментами:



10:


11.


12.
Гидрогавань, огороженная молом:



13.
Этот ангар сохранился лучше остальных, и был изучен мной более детально. Он находится ближе всех к Балтийску, и отлично виден с его набережной:



14.
Внутри сохранилось множество надписей - цитат из НИАС (Наставления инженерно-авиационной службы):



15.


16.


17.


18.
По всей длине ангара сзади выполнена пристройка, в которой, судя по всему, располагались авиационные мастерские и различные стенды:



19.
Так они выглядят снаружи:



20.


21.


22.


23.


24:
Здания, сохранившиеся в удовлетворительном состоянии только благодаря тому, что их занимают рыболовецкая артель и подразделение Лесхоза:



25.
Здание бывших ТЭЧ и автомобильного аэродромного подразделения:



Недавно оно было завалено кузовами умерших москвичей и жигулей. Теперь дестроя поменьше... Но надежды на восстановление всего этого великолепия ни у кого из жителей Косы, из коих большинство составляют ветераны 49 ОПЛАЭ, - нет...
В данной статье использованы материалы из статьи Сергея Жванского об истории 49 ОПЛАЭ в журнале "Мир Авиации" №1/2007, оттуда же взяты некоторые фотографии.

печаль, Бе-12, прошлое, советские лётчики, Балтийская коса

Previous post Next post
Up