про 49 ОПЛАЭ* на Косе

Jun 11, 2015 12:33

*ОПЛАЭ - отдельная противолодочная авиационная эскадрилья.
Фоторепортажи с Балтийской косы в ЖЖ встречаются часто, чаще, чем с других (бывших) военных объектов. Авторы, как правило, заостряют внимание на немецкой истории этих объектов - это и неудивительно, поскольку строили их немцы в своей неповторимой немецкой манере. Я бы хотел скромно отметить, что советская история аэродрома Нойтиф/Коса не менее, а может быть, и более интересна.





Группа офицеров и матросов на фоне этих ангаров в 50-е гг. Фото отсюда:



Eщё одно интересное фото, примерно 70-х годов. Вертолёт МИ-14 из состава 745 ОКПЛВП (Донское) на траверзе аэродрома Коса.



Противолодочная эскадрилья, на вооружении которой были гидросамолёты "Каталина", Бе-6 и Бе-12, существовала с 1945 по 1998, когда на волне оргштатных мероприятий она, наряду с другими частями, прекратила своё существование.



Кроме неё, до 1960 г. на Косе базировались истребительные полки авиации ДКБФ, входившие в состав 24 ИАД авиации ДКБФ. В числе ее командующих были и Дважды Герои Советского Союза А.Е. Мазуренко и В.И. Попков. На вооружении их стояли поршневые самолёты Лавочкина, Яковлева, американские "Кингкобры", позднее - МиГ-15 и МиГ-17.
Редкое фото, строй МиГ-15 на ЦЗ аэродрома Коса. На заднем плане видны песчаные дюны, за ними - море. Взято отсюда:



Истребители использовали бетонную ВПП, построенную немцами и перестроенную уже в советское время, в 1950-51 гг. ВПП-53 была удлинена до 2000 м. и расширена до 60 м., были построены новые РД. Аэродром получил новое радио-и светотехническое оборудование: посадочную систему ОСП-48, маркер, УКВ и КВ-радиостанции, посадочные прожектора. К сожалению, в настоящее время ничего вышеупомянутого не сохранилось, плиты - и те сворованы в нескольких местах. Уцелели те, что находятся в северо-западной части ВПП - подальше от переправы.





Гидросамолёты использовали специальную гидрогавань, имевшую бетонированные пандусы прямо возле ангаров - кто был, тот видел.



Бе-12 - очень красивый самолёт. Фото, кстати, аутентичное - Бе-12 из состава 49 ОПЛАЭ. В день, когда было сделано фото, самолёты эскадрильи в последний раз в своей истории выполнили посадки на воду. Фото отсюда.



И на суше он по-своему грациозен:



В задачи эскадрильи входили поиск, обнаружение  и уничтожение вражеских подводных лодок, (в т.ч. и во взаимодействии с надводными кораблями), для чего применялись бомбы и торпеды. Также самолёты привлекались к поисково-спасательным операциям, облётам РТО надводных кораблей и другим специфическим задачам, характерным для морской авиации.
Перед расформированием, в 1995 г.  эскадрилья была переведена на а/с Храброво, где, спустя некоторое время, в 1998 г.прекратила своё существование, а самолёты были порезаны, за исключением одного Бе-12, который очень долго стоял на стоянке в Храброво, пока не был передан калининградскому Музею Мирового Океана. То, что он уцелел, объясняется просто: был потерян его формуляр, без которого самолёт было невозможно списать. Вот он и стоял.
Надо отметить, что до последних дней эскадрилья участвовала в учениях Балтфлота, выполняла бомбо-и торпедометания, а у самолётов оставался ресурс.  Её уход в историю - одна из многих печальных страниц истории нашего государства.
Нашлось фото этого самолёта (07 жёлтый) на стоянке в Храброво, еще в процессе эксплуатации:



Два небольших фильма, исчерпывающе иллюстрирующих будни 49 ОПЛАЭ. Съёмки выполнены уже в период базирования эскадрильи в Храброво, но есть и кадры посадок на воду в районе Косы.В кадре мелькает и Бе-12 б/н 07 - будущий музейный экспонат.

image Click to view



image Click to view



печаль, Бе-12, прошлое, Балтийская коса

Previous post Next post
Up