Про высотомеры

Sep 08, 2014 18:54

По поводу трагедии 16 мая 1972 г., когда в Светлогорске на здание детского сада упал АН-26 из Храброво, существует множество публикаций.

В качестве одной из причин катастрофы упоминается "перестановка высотомера с ИЛ-14 на АН-26 (в текстах указывается АН-24, хотя АН-26 - это грузовая модификация того же самолета, которая стояла на вооружении военно-транспортных полков, в том числе и 263 отап авиации БФ)".

"Ошибка в показаниях высотомера объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность высотомеров после такой замены проверена должным образом не была. Проведённые в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Вилора Гутника получал данные с погрешностью до 60-70 метров". (Википедия)

Из публикации в публикацию гуляет эта версия о неких авиационных командирах морской авиации, принявших решение поменять высотомеры местами.

Меня всегда это обстоятельство удивляло. В чём смысл данной манипуляции?

Если речь о барометрическом высотомере, то на АН-24/26 и на ИЛ-14 стоит один и тот же высотомер - ВД-10.
Зачем было менять местами два совершенно одинаковых прибора?

Если речь о радиовысотомере, то на АН-24/26 стоял РВ-4, - более современный прибор, нежели РВ-2, стоявший на ИЛ-14, да и поменять их местами, думаю, не получилось бы - это разные приборы, вдобавок, ВД-10 - это металлический "стакан", который вывинчивается из приборной доски, отсоединяется от резинового шланга и кладется в карман. и дело с концом, радиовысотомер же состоит из нескольких частей, и просто так с ИЛ-14 на АН-24/26 его не переставишь.

Личный ВД-10 автора:



Именно такой стоит на многих типах советских воздушных судов - самолетов и вертолетов, рабочие высоты которых располагались на эшелонах до 10 000 м. ИЛ-14 и АН-24/26 как раз к таковым и относятся.

В данном посте я ни в коем случае не утверждаю свою правоту. Но думаю, что перестановка высотомеров - непонятно зачем пущенный в ход вымысел.

Гораздо вероятнее, что в тот день в самолете давление на том же ВД-10 было выставлено неверно, таких случаев - масса. Но это тоже ничем не подкрепленное мое собственное мнение.

Из года в год эту катастрофу, жуткую, смакуют в СМИ. И нелепейшие версии про высотомер с ИЛ-14, про то, что экипаж был пьян, вновь появляются и появляются.

Этот случай похож на все те случаи, когда лётчики теряли в облаках/тумане пространственную ориентировку, снижались ниже минимальной безопасной высоты и цеплялись за деревья/мачты/врезались скалы-сопки. Что же, они все были пьяны? Или некие злоумышленники ночью тайком скручивали на их самолетах высотомеры и ставили вместо них хлам?

Автор с благодарностью примет дополнения и замечания.

авиакатастрофа, прошлое

Previous post Next post
Up