Гесиод "Теогония", пер.Вересаева

Sep 07, 2011 01:17

                             Гесиод «Теогония»
  «Теогония», «Происхождение богов»:  эту поэму можно назвать чем-то вроде фамильной книги обширного греческого пантеона, и на её страницах есть множество имён, из которых можно составить родословное древо (если хватит сосредоточенности проследить от начала до конца все эти непростые, хоть и «божественные», взаимоотношения), или мифологическую историю возникновения и развития мира в эллинистическом представлении, или семейный фотоальбом (если добавить картинки). Но вот обо всём этом составить запись в читательском дневнике очень-очень непросто для меня, потому что я впервые:
  •   Оказалась в ЖЖ
  •   Стала писать дневник
  •    Начала серьёзно знакомиться с античной литературой, -
(к стыду своему перечисляю эти три пункта). Пока что не знаю, с какой стороны подступиться, поэтому прошу прощения за ущербность моих попыток экспериментировать с разными подходами.

1) «Сухие факты».

Теого́ния (греч. Θεογονία, «происхождение богов») - поэтическое сочинение Гесиода (VII - VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе,  является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах.
Гесио́д (из Аскры; иногда Гезиод; др.-греч. Ἡσίοδος, VIII-VII века до н. э.) - древнегреческий поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.
Дидактическая литература (от др.-греч. διδακτός - могущий быть преподанным, познаваемый, доступный усвоению) - условное обозначение разнообразных литературных жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества.  («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия)
   Википедия

2) Пересказ и комментарий:

Первыми в поэме появляются Музы (ну да, логично, ведь традиционно считается, что именно с приходом Музы начинается творчество). Потом появляется сам автор: незнатный простой человек, пасший скот, который получил из рук сладкоголосых богинь некий посох, как символ поэтического дара, и стал поэтом. Муза в одноимённом стихотворении А.С.Пушкина вместо посоха поэту «семиствольную цевницу… вручила». В связи с этим вспоминается также и пушкинский «Пророк», и библейский пастух-пророк Амос. Так или иначе, дар Слова (будь то стихи или пророчества) устойчиво на протяжении многих веков воспринимался людьми как то, что нисходит свыше. Но вернёмся к «Теогонии».
Итак, Гесиод, наделённый теперь особым призванием, уже вправе быть проводником, каналом, через который до нас могут дойти славные предания о богах и их делах. Дальше можно увидеть своеобразную картину сотворения мира, которая предстаёт как последовательное рождение разных божеств и существ, олицетворяющих разные стихии, начала, элементы, присутствующие во Вселенной: Хаос, земля (Гея), Ночь, День, Звёздное Небо (Уран), Океан, Смерть, Сон, Печаль, Обман, Сладострастье, Старость и т.д.
Отправная точка действия - это, как мне показалось, брак Геи и Урана (своего супруга Земля, кстати, сама же предварительно и породила). От этого брака родился Океан, а следом Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Фея, Рея, Феба, Тефия (к сожалению, все вышеперечисленные имена для меня пока что пустой звук…), Фемида, Мнемосина, Крон (подробнее о них поговорю позже), одноглазые Киклопы (всё-таки, привычнее циклопы): Бронт, Стерон и Арг, сторукие и пятидесятиголовые (!) Котт, Бриарей и Гиес. В общем, действительно «Дети…были ужасны», потому что, как говорила моя учительница по биологии: «Одна голова хорошо, а две - уже ненормально». Тут мы подходим к конфликту «отца и детей», и этот мотив проходит в дальнейшем почти через всю поэму.  
В «Теогонию» включены не только описания богов, но и «разноречивые эпические сказания о богах», которые придуманы впервые, конечно, не Гесиодом: он их только собрал и выстроил в цепочку (говоря высокопарно, «собрал жемчужины греческой мифологии и сделал из них ожерелье»). Среди этих мифических историй есть и очень известные, которые в общих чертах знают почти все (хотя бы из мультфильмов, из книжек с картинками, из рассказов родителей): о том, как храбрый Тесей победил Медузу; о том, как Зевс приковал Прометея к колонне и приказал орлу клевать его печень; о том, как Геракл убил эту страшную птицу и совершил другие славные подвиги; о десятилетней битве богов-Титанов с богами-потомками Крона. Заканчивается поэма перечислением смешанных браков небожителей со смертными.

3) Запомнившиеся персонажи.

Знаменитости    : Зевс, Тесей, Прометей, Афродита (Пенорождённая, Киферея), Аполлон, Геракл, Афина, Посейдон, Аид, Минос, Ариадна, Ахиллес.
       « Зверюшки» и им подобные   :  Пегас, Орф-собака, Цербер (пёсик, который «и хвостом виляет, и ушки прижимает, и в дом впускает, только не выпускает»), Гидра, Ехидна, Химера (головы льва, дракона и козы - дикая смесь!), Сфинкс (у греков Сфинкс женского рода), Немейский лев, змей (сторожит золотые яблоки).
     Воплощения природных явлений и стихий:      
Гея (земля), Уран (звёздное небо), Ночь и День (Гемера), Гелий и Селена (Солнце и Луна), Эос - Заря, Океан, Реки, Эфир (бесплотная субстанция вокруг земли), Гарпии (олицетворение вихря), ветры: Борей, Нот и Зефир (северный, южный и западный)
  Воплощения понятий более абстрактных: 
Мор, Кера и Смерть (в общем-то одно и то же тремя разными слвоами), Сон, Сновидения, Печаль, Обман, Сладострастье, Старость, Труд, Голод, Забвенье, Скорби, Схватки, Битвы, Убийства, людей Избиенья, Словопренья, Судебные Тяжбы, Ослепленье души, Беззаконье, Страх, Смятенье, Гармония  
                 А вот этих стоит опасаться:
Немесида - богиня возмездия,
Эрида - богиня вражды и споров
Орк - карает клятвопреступников
Эринии - мстят за кровь
                 Герои и эпитеты:   
Афина - синеокая, Артемида - стрелолюбивая, Геба и Феба - златовенчанная, Гера - златообутая, Крон - хитроразумный, Эрос - сладкоистомный, Бриарей (один из трёх сторуких) - крепкодушный и большедушный, Главконома - улыбколюбивая,  Посейдон - Черновласый, Цербер - медноголосый, адов и нагло-бесстыдный, Прометей - многохитрый и хитроумный (интересно, это не одно и то же?), Афина - могучеотцовная, Деметра - многокормная, а также всяческие прекраснолодыжные, прекрасноланитные, прекрасноволосые и т.д.

Ассоциации: 
Тритон - отец русалочки Ариель, который в диснеевском мультфильме является царём и действительно «владеет глубью морской». Видимо, дедушкой и бабушкой Ариель были Посейдон и Амфитрита.
Крон - вожак племени динозавров из диснеевского мультика «Динозавр». Тиран, не желавший ни с кем делиться властью, антагонист главного героя Аладара. Теперь я, кажется, поняла, в честь кого диснеевский Крон получил своё имя.  
Аглая - одна из трёх внучек Океана, «Блистающая», «Сияющая». Вспомнилась её тёзка из «Идиота». Не решусь утверждать, в какой мере к Аглае Достоевского относятся данные эпитеты, но девушка она была далеко не заурядная.
  Мнемосина - мать муз, её имя происходит от слова «память», а память - условие творчества.  Неслучайно одно учебное издательство («Мнемозина») избрало себе имя этой богини в качестве названия.
 Фемида - почему-то тут же вспоминается отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя, где автор с присущей ему иронией говорит о «жрецах Фемиды». К слову, Игорь Золотусский (известный даже мне, непросвещённой, гоголевед) в своей книге «Гоголь» сказал о «Мёртвых душах» так: «Вся  поэма есть  некая гигантская  пародия на  исторические  события  вмировом  масштабе  и,  являясь  русской  Илиадой,  вместе с  тем  иронически
осклабливается в сторону старца Гомера». Но до «Илиады» я, к сожалению, пока ещё не дошла, так что пока no comments…

Понт - «шумное море бесплодное». Жаргонизм «понт» означает, согласно словарю молодёжного сленга (teenslang.su), «гонор, видимость значимости, самоуверенное, наглое поведение». То есть человек шумит-то много, а вот толку - ноль… Не знаю происхождения русского слова «понт», но у меня лично параллель возникла сразу.
Мом - бог поношения и насмешки. В этом свете название небезызвестного лекарства от кашля звучит несколько двусмысленно…

Странные браки и неожиданные последствия:
Ночь+Эреб (область вечной тьмы)=День
Земля+Звёздное Небо=Океан
Океан+Тефия=реки (ну, тут всё более или менее закономерно, хотя вообще-то скорее уж океан рождается из рек, которые в него текут…)
Эос (Заря)+ Астрей=ветры
Отсечённый детородный орган Урана+земля= Эринии, Гиганты, Нимфы
Вышеуказанный орган+вода=Афродита

4) Заметки:

4.1. Библейские аллюзии.
«…библейское учение о мироздании врывается как совершенно иное, глубоко отличное, принципиально отличное от языческого миросозерцания. И если языческие космогонии создавались в рамках великих цивилизаций Китая, Индии, Древней Греции, Вавилона, Египта, Ирана, то библейское мировоззрение, библейское мировосприятие, создавалось в ничтожной, маленькой цивилизации, которую на карте древнего мира едва можно было рассмотреть как географическое начало и которая в истории внешней цивилизации играла, казалось бы, весьма незначительную роль, которая не могла похвастаться достижениями, какими гордился античный и классический восточный мир…
… Нет ничего: нет борьбы богов, чудовищ, титанов - только один Творец, который творит Своим Словом…  
Не Абсолют, не Предвечная Бездна, не холодный Первопринцип, который движет миром, а Личностное Начало, к Которому человек может обратиться и Которое говорит человеку».
  Отрывки из лекции «Шестоднев» о.Александра Меня.
Мне всё-таки гораздо ближе библейское мировоззрение: «Вначале было Слово, …и Слово было Бог». Ничего не было, но Бог сказал - и явилось.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, тоже отчасти может быть творцом. Что касается писателей, то они ведь тоже «творят» новую реальность именно словом… И такие пороки, как «Обман, Сладострастье,… Убийства» зарождаются не в Ночи, и не в дочери её, Эриде, а в сердце человеческом…
  4.2.  Немного о музах.
Мне почему-то всегда хотелось узнать, какая муза за что отвечает. Наконец, разобралась с эти вопросом c помощью Википедии:
Каллиопа Καλλιόπη Calliopē, Calliopēa эпическая поэзия
Эвтерпа Εὐτέρπη Euterpē лирическая поэзия
Мельпомена Μελπομένη Melpomenē трагедия
Талия Θάλεια, Θαλία Thalīa комедия
Эрато Ἐρᾰτώ Eratō любовная поэзия
Полигимния Πολυύμνια, Πολύμνια Polyhymnia, Polymnia пантомима и гимны
Терпсихора Τερψιχόρᾱ Terpsichorē танцы
Клио Κλειώ Clīō история
 Урания Οὐρανία Ūrania, Ūraniē астрономия
Интересно, что со временем образ Музы стал более универсальным, безымянным. То есть, когда муза появляется в каком-то стихотворении, то она просто Муза, - и этим всё сказано.
  Мне пришла в голову глупая довольно мысль: если музы изначально были девушками «С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом», с нежными ступнями и телом («Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе», «Нежное тело свое искупавши в теченьях Пермесса»), то откуда же взялись такие экземпляры, как муза Некрасова
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей…  («Муза»)
или довольно своенравная Муза Ахматовой («Жестче, чем лихорадка, оттреплет, /И опять весь год ни гу-гу»,  - из цикла «Тайны ремесла»).
Предлагаю три версии появления этих муз (как назвать это?.. «Музогония»?)
1. Музы постарели. Годы сосуществования с людьми наложили на них соответствующий отпечаток. Им остаётся либо страдать, либо научиться проявлять характер.
2. Музы эволюционировали, приспособившись к меняющимся историческим условиям - в результате они приобрели новые черты .
3. Прежние 9 Муз просто родили дочерей. Возможно, Муза Некрасова, к примеру, родилась от брака Каллиопы или Эвтерпы с Трудом, Голодом, Скорбями и Судебными Тяжбами.
Вопрос остаётся открытым…
4.3. Плохие отцы
 Тревожная тенденция наблюдается на Олимпе. Убедитесь сами:
Уран ненавидит своих страшных детей и запихивает их обратно в утробу. Крон мстит отцу.
 Крон видит в своих детях конкурентов и пожирает их всех. Только Зевс смог найти на отца управу.
Зевс боится, что жена родит ему слишком умных детей (ну да, конкурентов!) и… глотает жену.
 It runs in their family - как нам сказали на семинаре по английскому. Это у них семейное…
4.4. Несколько слов в защиту справедливости
 Хочется ответить на отрывок Гесиода о «женщин губительном роде». Там, чтобы проиллюстрировать бесполезность прекрасного пола приводится пример с пчёлами. Продолжая тему насекомых, упомяну другой известный символ трудолюбия: муравьёв.
«Подавляющее большинство особей в муравьиной семье составляют рабочие, являющиеся самками…». К чему сводится роль самцов с крылышками можно дочитать в статье Википедии:
На самом-то деле, конечно, ни женщин, ни мужчин обижать не нужно. И вообще, «Ребята, давайте жить дружно».Каждый человек, независимо от пола, ценен, и в нём надо уважать индивидуальность. На то мы и не насекомые.

Такое вот бумагомарательство получилось. Пока всё очень поверхностно, но постараюсь потихоньку углубляться и
расширяться… Моя огромная проблема в полнейшем неумении выражать мысли кратко, и
эта проблема меня сопровождает со школы. Надеюсь от неё избавляться.
 Спасибо.

Теогония, анти4ка, Гесиод, дневник чтения

Next post
Up