Гесиод «Теогония»
«Теогония», «Происхождение богов»: эту поэму можно назвать чем-то вроде фамильной книги обширного греческого пантеона, и на её страницах есть множество имён, из которых можно составить родословное древо (если хватит сосредоточенности проследить от начала до конца все эти непростые, хоть и «божественные», взаимоотношения), или мифологическую историю возникновения и развития мира в эллинистическом представлении, или семейный фотоальбом (если добавить картинки). Но вот обо всём этом составить запись в читательском дневнике очень-очень непросто для меня, потому что я впервые:
- Оказалась в ЖЖ
- Стала писать дневник
- Начала серьёзно знакомиться с античной литературой, -
(к стыду своему перечисляю эти три пункта). Пока что не знаю, с какой стороны подступиться, поэтому прошу прощения за ущербность моих попыток экспериментировать с разными подходами.
1) «Сухие факты».
Теого́ния (
греч. Θεογονία, «происхождение богов») - поэтическое сочинение
Гесиода (
VII -
VIII век до н. э.), одна из первых
древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в
европейской литературе, является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах.
Гесио́д (из
Аскры; иногда Гезиод;
др.-греч. Ἡσίοδος,
VIII-
VII века до н. э.) - древнегреческий поэт и
рапсод, представитель направления
дидактического и
генеалогического эпоса.
Дидактическая литература (от
др.-греч. διδακτός - могущий быть преподанным, познаваемый, доступный усвоению) - условное обозначение разнообразных литературных
жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества. («Труды и дни»
Гесиода, «Георгики»
Вергилия)
Википедия
2) Пересказ и комментарий:
Первыми в поэме появляются Музы (ну да, логично, ведь традиционно считается, что именно с приходом Музы начинается творчество). Потом появляется сам автор: незнатный простой человек, пасший скот, который получил из рук сладкоголосых богинь некий посох, как символ поэтического дара, и стал поэтом. Муза в одноимённом стихотворении А.С.Пушкина вместо посоха поэту «семиствольную цевницу… вручила». В связи с этим вспоминается также и пушкинский «Пророк», и библейский пастух-пророк Амос. Так или иначе, дар Слова (будь то стихи или пророчества) устойчиво на протяжении многих веков воспринимался людьми как то, что нисходит свыше. Но вернёмся к «Теогонии».
Итак, Гесиод, наделённый теперь особым призванием, уже вправе быть проводником, каналом, через который до нас могут дойти славные предания о богах и их делах. Дальше можно увидеть своеобразную картину сотворения мира, которая предстаёт как последовательное рождение разных божеств и существ, олицетворяющих разные стихии, начала, элементы, присутствующие во Вселенной: Хаос, земля (Гея), Ночь, День, Звёздное Небо (Уран), Океан, Смерть, Сон, Печаль, Обман, Сладострастье, Старость и т.д.
Отправная точка действия - это, как мне показалось, брак Геи и Урана (своего супруга Земля, кстати, сама же предварительно и породила). От этого брака родился Океан, а следом Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Фея, Рея, Феба, Тефия (к сожалению, все вышеперечисленные имена для меня пока что пустой звук…), Фемида, Мнемосина, Крон (подробнее о них поговорю позже), одноглазые Киклопы (всё-таки, привычнее циклопы): Бронт, Стерон и Арг, сторукие и пятидесятиголовые (!) Котт, Бриарей и Гиес. В общем, действительно «Дети…были ужасны», потому что, как говорила моя учительница по биологии: «Одна голова хорошо, а две - уже ненормально». Тут мы подходим к конфликту «отца и детей», и этот мотив проходит в дальнейшем почти через всю поэму.
В «Теогонию» включены не только описания богов, но и «разноречивые эпические сказания о богах», которые придуманы впервые, конечно, не Гесиодом: он их только собрал и выстроил в цепочку (говоря высокопарно, «собрал жемчужины греческой мифологии и сделал из них ожерелье»). Среди этих мифических историй есть и очень известные, которые в общих чертах знают почти все (хотя бы из мультфильмов, из книжек с картинками, из рассказов родителей): о том, как храбрый Тесей победил Медузу; о том, как Зевс приковал Прометея к колонне и приказал орлу клевать его печень; о том, как Геракл убил эту страшную птицу и совершил другие славные подвиги; о десятилетней битве богов-Титанов с богами-потомками Крона. Заканчивается поэма перечислением смешанных браков небожителей со смертными.
3) Запомнившиеся персонажи.
Знаменитости : Зевс, Тесей, Прометей, Афродита (Пенорождённая, Киферея), Аполлон, Геракл, Афина, Посейдон, Аид, Минос, Ариадна, Ахиллес.
« Зверюшки» и им подобные : Пегас, Орф-собака, Цербер (пёсик, который «и хвостом виляет, и ушки прижимает, и в дом впускает, только не выпускает»), Гидра, Ехидна, Химера (головы льва, дракона и козы - дикая смесь!), Сфинкс (у греков Сфинкс женского рода), Немейский лев, змей (сторожит золотые яблоки).
Воплощения природных явлений и стихий:
Гея (земля), Уран (звёздное небо), Ночь и День (Гемера), Гелий и Селена (Солнце и Луна), Эос - Заря, Океан, Реки, Эфир (бесплотная субстанция вокруг земли), Гарпии (олицетворение вихря), ветры: Борей, Нот и Зефир (северный, южный и западный)
Воплощения понятий более абстрактных:
Мор, Кера и Смерть (в общем-то одно и то же тремя разными слвоами), Сон, Сновидения, Печаль, Обман, Сладострастье, Старость, Труд, Голод, Забвенье, Скорби, Схватки, Битвы, Убийства, людей Избиенья, Словопренья, Судебные Тяжбы, Ослепленье души, Беззаконье, Страх, Смятенье, Гармония
А вот этих стоит опасаться:
Немесида - богиня возмездия,
Эрида - богиня вражды и споров
Орк - карает клятвопреступников
Эринии - мстят за кровь
Герои и эпитеты:
Афина - синеокая, Артемида - стрелолюбивая, Геба и Феба - златовенчанная, Гера - златообутая, Крон - хитроразумный, Эрос - сладкоистомный, Бриарей (один из трёх сторуких) - крепкодушный и большедушный, Главконома - улыбколюбивая, Посейдон - Черновласый, Цербер - медноголосый, адов и нагло-бесстыдный, Прометей - многохитрый и хитроумный (интересно, это не одно и то же?), Афина - могучеотцовная, Деметра - многокормная, а также всяческие прекраснолодыжные, прекрасноланитные, прекрасноволосые и т.д.
Ассоциации:
Тритон - отец русалочки Ариель, который в диснеевском мультфильме является царём и действительно «владеет глубью морской». Видимо, дедушкой и бабушкой Ариель были Посейдон и Амфитрита.
Крон - вожак племени динозавров из диснеевского мультика «Динозавр». Тиран, не желавший ни с кем делиться властью, антагонист главного героя Аладара. Теперь я, кажется, поняла, в честь кого диснеевский Крон получил своё имя.
Аглая - одна из трёх внучек Океана, «Блистающая», «Сияющая». Вспомнилась её тёзка из «Идиота». Не решусь утверждать, в какой мере к Аглае Достоевского относятся данные эпитеты, но девушка она была далеко не заурядная.
Мнемосина - мать муз, её имя происходит от слова «память», а память - условие творчества. Неслучайно одно учебное издательство («Мнемозина») избрало себе имя этой богини в качестве названия.
Фемида - почему-то тут же вспоминается отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя, где автор с присущей ему иронией говорит о «жрецах Фемиды». К слову, Игорь Золотусский (известный даже мне, непросвещённой, гоголевед) в своей книге «Гоголь» сказал о «Мёртвых душах» так: «Вся поэма есть некая гигантская пародия на исторические события вмировом масштабе и, являясь русской Илиадой, вместе с тем иронически
осклабливается в сторону старца Гомера». Но до «Илиады» я, к сожалению, пока ещё не дошла, так что пока no comments…
Понт - «шумное море бесплодное». Жаргонизм «понт» означает, согласно словарю молодёжного сленга (teenslang.su), «гонор, видимость значимости, самоуверенное, наглое поведение». То есть человек шумит-то много, а вот толку - ноль… Не знаю происхождения русского слова «понт», но у меня лично параллель возникла сразу.
Мом - бог поношения и насмешки. В этом свете название небезызвестного лекарства от кашля звучит несколько двусмысленно…
Странные браки и неожиданные последствия:
Ночь+Эреб (область вечной тьмы)=День
Земля+Звёздное Небо=Океан
Океан+Тефия=реки (ну, тут всё более или менее закономерно, хотя вообще-то скорее уж океан рождается из рек, которые в него текут…)
Эос (Заря)+ Астрей=ветры
Отсечённый детородный орган Урана+земля= Эринии, Гиганты, Нимфы
Вышеуказанный орган+вода=Афродита
4) Заметки:
4.1. Библейские аллюзии.
«…библейское учение о мироздании врывается как совершенно иное, глубоко отличное, принципиально отличное от языческого миросозерцания. И если языческие космогонии создавались в рамках великих цивилизаций Китая, Индии, Древней Греции, Вавилона, Египта, Ирана, то библейское мировоззрение, библейское мировосприятие, создавалось в ничтожной, маленькой цивилизации, которую на карте древнего мира едва можно было рассмотреть как географическое начало и которая в истории внешней цивилизации играла, казалось бы, весьма незначительную роль, которая не могла похвастаться достижениями, какими гордился античный и классический восточный мир…
… Нет ничего: нет борьбы богов, чудовищ, титанов - только один Творец, который творит Своим Словом…
Не Абсолют, не Предвечная Бездна, не холодный Первопринцип, который движет миром, а Личностное Начало, к Которому человек может обратиться и Которое говорит человеку».
Отрывки из лекции «Шестоднев» о.Александра Меня.
Мне всё-таки гораздо ближе библейское мировоззрение: «Вначале было Слово, …и Слово было Бог». Ничего не было, но Бог сказал - и явилось.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, тоже отчасти может быть творцом. Что касается писателей, то они ведь тоже «творят» новую реальность именно словом… И такие пороки, как «Обман, Сладострастье,… Убийства» зарождаются не в Ночи, и не в дочери её, Эриде, а в сердце человеческом…
4.2. Немного о музах.
Мне почему-то всегда хотелось узнать, какая муза за что отвечает. Наконец, разобралась с эти вопросом c помощью Википедии:
Каллиопа Καλλιόπη Calliopē, Calliopēa
эпическая поэзияЭвтерпа Εὐτέρπη Euterpē
лирическая поэзияМельпомена Μελπομένη Melpomenē
трагедияТалия Θάλεια, Θαλία Thalīa
комедияЭрато Ἐρᾰτώ Eratō
любовная поэзияПолигимния Πολυύμνια, Πολύμνια Polyhymnia, Polymnia
пантомима и
гимныТерпсихора Τερψιχόρᾱ Terpsichorē
танцыКлио Κλειώ Clīō
история Урания Οὐρανία Ūrania, Ūraniē
астрономияИнтересно, что со временем образ Музы стал более универсальным, безымянным. То есть, когда муза появляется в каком-то стихотворении, то она просто Муза, - и этим всё сказано.
Мне пришла в голову глупая довольно мысль: если музы изначально были девушками «С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом», с нежными ступнями и телом («Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе», «Нежное тело свое искупавши в теченьях
Пермесса»), то откуда же взялись такие экземпляры, как муза Некрасова
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей… («Муза»)
или довольно своенравная Муза Ахматовой («Жестче, чем лихорадка, оттреплет, /И опять весь год ни гу-гу», - из цикла «Тайны ремесла»).
Предлагаю три версии появления этих муз (как назвать это?.. «Музогония»?)
1. Музы постарели. Годы сосуществования с людьми наложили на них соответствующий отпечаток. Им остаётся либо страдать, либо научиться проявлять характер.
2. Музы эволюционировали, приспособившись к меняющимся историческим условиям - в результате они приобрели новые черты .
3. Прежние 9 Муз просто родили дочерей. Возможно, Муза Некрасова, к примеру, родилась от брака Каллиопы или Эвтерпы с Трудом, Голодом, Скорбями и Судебными Тяжбами.
Вопрос остаётся открытым…
4.3. Плохие отцы
Тревожная тенденция наблюдается на Олимпе. Убедитесь сами:
Уран ненавидит своих страшных детей и запихивает их обратно в утробу. Крон мстит отцу.
Крон видит в своих детях конкурентов и пожирает их всех. Только Зевс смог найти на отца управу.
Зевс боится, что жена родит ему слишком умных детей (ну да, конкурентов!) и… глотает жену.
It runs in their family - как нам сказали на семинаре по английскому. Это у них семейное…
4.4. Несколько слов в защиту справедливости
Хочется ответить на отрывок Гесиода о «женщин губительном роде». Там, чтобы проиллюстрировать бесполезность прекрасного пола приводится пример с пчёлами. Продолжая тему насекомых, упомяну другой известный символ трудолюбия: муравьёв.
«Подавляющее большинство особей в муравьиной семье составляют рабочие, являющиеся самками…». К чему сводится роль самцов с крылышками можно дочитать в
статье Википедии:
На самом-то деле, конечно, ни женщин, ни мужчин обижать не нужно. И вообще, «Ребята, давайте жить дружно».Каждый человек, независимо от пола, ценен, и в нём надо уважать индивидуальность. На то мы и не насекомые.
Такое вот бумагомарательство получилось. Пока всё очень поверхностно, но постараюсь потихоньку углубляться и
расширяться… Моя огромная проблема в полнейшем неумении выражать мысли кратко, и
эта проблема меня сопровождает со школы. Надеюсь от неё избавляться.
Спасибо.