Когда мы только переехали в нашу квартиру, я часто ездила то в офис, то к клиентам. И обычно ходила на общую остановку, которая находится на основной дороге жилмассива. Там ходит очень много транспорта и уехать можно в любую точку города, - это я сразу оценила на новом месте жительства. Но меня сильно расстраивали толпы в автобусах и маршрутках, давка и жара. А тогда зачастую приходилось возить с собой ноутбук - и поездка в толкучке с несколькими килограммами пластика и железа приводила к тому, что глаженная рубашка превращалась в мокрую тряпку к моменту выхода из маршрутки. О том, чтобы ехать сидя - чаще всего речи даже не шло.
дорога в каньон Конорчек
И в какой-то момент, когда работы было навалом, коммуникации происходили на грани нервного срыва, а ковид с тотальной удаленкой до сих пор не начался, я поняла, что это не дело - портить себе настроение с самого утра так сильно и таким глупым образом. И я решила ходить на остановку ближе к дому, которая находится на дополнительной, по сути - объездной, дороге, где ходит всего две маршрутки и один автобус, - зато они полностью пустые (хотя бы потому, что эта остановка - конечная) и на них можно доехать быстро и с комфортом до метро. Да, будет одна пересадка, но эта ветка метро идет прямо до офиса, и дополнительные 30 рублей (или сколько тогда стоил проезд?) сэкономят мне нервы и даже некоторое время: по центру города в час-пик на метро передвигаться точно быстрее, да и остановка ближе к дому.
С этой остановки удобно ходила маршрутка в больницу, где я делала массаж. С нее шла маршрутка на левый берег - как раз мимо скалодрома и пары больниц, в которые я хожу. А кроме офиса - это основные места, где я бываю. И так я стала пользоваться своей близостью к выезду с жилмассива и этой остановкой. Даже домой я старалась уезжать до нее. Бывало иногда, что мне точно был нужен другой автобус, с основной остановки - но я по привычке сворачивала в другую сторону.
Но все течет и меняется, даже транспортные маршруты - меняются, хоть и не текут. Сначала 98 автобус развернули вглубь жилмассива - но это было небольшой потерей, потому что самую нужную мне часть маршрута все равно дублировала 18 маршрутка, которая, к тому же, идет намного быстрее. Потом с моей остановки перенесли конечную ближе к выезду из города. Но, опять же, я не сильно пострадала: чаще всего маршрутки все равно приходили полупустыми, и я спокойно ехала до метро сидя. И, не считая роста стоимости проезда, так все и оставалось последние лет пять, если не семь.
дорога в каньон Конорчек
А в прошлом году в городе начал активно обновляться транспорт, в частности - электрический. И какова была моя радость, когда примерно в середине лета я обнаружила, что троллейбус, раньше останавливавшийся там, где кончаются провода - на въезде на жилмассив, - теперь идет до моей остановки! И как раз он идет мимо скалодрома и больниц, и на левый берег, и он большой, чистый, новый и удобный. А еще в нем полностью безналичный расчет, нет приставучих кондукторов, клянчащих наличку, и проезд дешевле на треть, чем в маршрутке. Я стала периодически им пользоваться, но в какой-то момент обнаружила, что троллейбус на ту же треть идет дольше, чем маршрутка: он стоит на каждой остановке, а иногда и между остановок. И дорога до скалодрома (а теперь я езжу туда трижды в неделю) занимает больше часа вместо 35-40 минут… Выходило, что если я поеду на троллейбусе - я опоздаю, а если на маршрутке - то приеду слишком рано, еще до открытия скалодрома. Я попыталась вернуться обратно к маршрутке, не подгадывая расписание под троллейбус, - но однажды она просто не пришла. Оказалось, что ее оставили курсировать только по левому берегу, и полный маршрут заменили троллейбусом. Теперь других вариантов нет. Правда, внезапно добавилась новая маршрутка, которая ходит раз в 20 минут - зато идет прямо до моего офиса. Только попасть на нее сложно, да и для скалодрома она не годится.
И начались мои страдания. При всей прекрасности троллейбуса оказалось, что он очень холодный - и я успевала замерзнуть даже за полчаса до пересадочной станции метро. А еще оказалось, что расписание для транспорта - ничто, и никто ему следовать не собирается. Для меня всегда казалось удивительным, что где-то автобусы ходят по графику - и удивительным кажется до сих пор. У нас в лучшем случае на картах можно увидеть, где сейчас твой автобус, - но маршрутки карты отображают далеко не всегда, и ты все равно теряешься в догадках: лучше подождать пару минут маршрутку или садиться сейчас на автобус и ехать на полчаса дольше? А что касается троллейбуса на моей остановке, то заявленный график «каждые 7 минут» он нарушает только так. Однажды я ждала его 25 минут: за это время не приехали два троллейбуса и один пустой не на маршруте прошел мимо. Надо сказать, что и маршрутка с графиком «раз в 20 минут» за это время не пришла. И я поняла, что нужно что-то менять. Стоять зимой по 20 минут на улице, вечно опаздывать и мерзнуть в салоне - это то, что снова меня злит и расстраивает.
дорога в каньон Конорчек
И я вернулась на старую остановку! Оттуда до скалодрома ходит три маршрута: два автобуса и одна маршрутка, поэтому стоять дольше пяти минут точно не придется; а маршрутка доезжает буквально за 25 минут! Неудобно только возвращаться к мелочи, от которой я уже отвыкла. А еще я вдруг поняла, что мне удобнее по-другому возвращаться со скалодрома. Прямо около скалодрома есть остановка, но прежняя маршрутка на ней почти никогда не останавливалась, поскольку она была прямо за одним поворотом и перед другим, налево. И я ходила дальше, за поворот - зато могла по пути купить домой шаурмы. А теперь маршрутку убрали. Даже долгий троллейбус обязан останавливаться на всех остановках, как и автобусы, а другая маршрутка проезжает прямо и ей ненужно пропускать эту остановку. И выходит, что теперь мне не надо далеко идти - просто завернуть за угол здания. Вчера я таким образом сэкономила почти час на дороге на тренировку. И получается, что спустя столько лет - я вернулась к тому, с чего начинала. Открытым остается вопрос: становится ли лучше транспортная система, или просто меняется ради изменений? Лично мне удобств новшества не принесли. Только перестройку под новые привычки и тщетные попытки воспользоваться таким красивым троллейбусом.