Через границу на автобусе

Jan 21, 2024 13:33

Поскольку у меня нет машины, и тем более я боюсь брать машину напрокат в другой стране, в поездках я часто пользуюсь общественным транспортом во всех его проявлениях, и ценю его многообразие и доступность. В последней поездке из нового был автобус «Бишкек-Алматы» и обратно. Один раз нам уже доводилось пересекать эту границу с Антоном, но тогда не было регулярных рейсов, и чтобы уехать в Алматы нужно было искать таксиста или маршрутку. Нам повезло узнать про маршрутку в 7 утра, которая отправлялась даже если не набиралась полностью, и мы воспользовались ею. В ковид отменился весь транспорт через границу, кроме бомбил: набиралось общее такси по стоимости в 3-4 раза выше автобуса, но таким вариантом мне пользоваться не пришлось, и я даже не знаю, хорошо это или плохо.



Кольсай
И уже больше года существует регулярный рейс, который отправляется с Западного автовокзала в Бишкеке до Сайрана в Алматы и обратно. Рейсы начинаются с 8 утра, и потом - каждые два часа, последний уходит в 6 вечера, билет стоит около 600 рублей, время в пути - крайне ориентировочное, расстояние - 235 километров. Билеты можно купить только за наличные в кассе автовокзала, но из приятного - багажный билет не нужен, вещи все равно сложат в отделение без доплаты.



Кольсай
Я в целом человек волнительный, и в отношении транспорта, особенно автобусов, я волнуюсь по множеству поводов. Со студенчества всегда со мной страх, что мне не достанется билета: из Томска в Кемерово их нужно было покупать буквально в первые дни начала продаж; день-в-день, и даже за день, и даже за два дня до поездки они скорее всего бы закончились. Причем тогда еще не существовало электронных билетов и для покупки нужно было специально ездить на вокзал (воспоминание разблокировано). Хотя в мою последнюю поездку в Томск в июле мне удалось купить билет прямо в день отъезда: полагаю, что летом спрос на билеты ниже, и к тому же многие стали пользоваться сервисами вроде Блаблакара. А после путешествия по Золотому Кольцу я каждый раз предполагаю худшее: что автобус вообще не поедет. Поэтому я стараюсь купить билеты максимально заранее.



Дорога к Каинды
Из аэропорта мы приехали в гостиницу, разложили вещи, и сразу отправились на вокзал, даже не заезжая менять деньги. От гостиницы было всего полтора километра до вокзала, но, когда такси стоит 100 рублей, идти пешком по частному сектору большого желания нет. Я уже поняла, что в Центральной Азии вокзалы в общем и транспорт в частности - это совсем не как у нас, и зачастую купить билет заранее просто невозможно (еще один повод для волнений). То есть я одновременно боялась двух вещей: что мы не сможем купить билет, потому что места кончились, или, наоборот, что нельзя будет купить заранее. Но на эти рейсы предварительная продажа существовала, и нам достались 17-18 места на следующее утро. Потом мы слышали, что кто-то докупал билет утром, но непосредственно перед отправлением мест уже не было.



Дорога к Каинды
Мне хотелось провести как можно больше времени в Алматы, и выехать из Бишкека пораньше, поэтому будь автобусы в 6 утра, то я бы купила билет и на это время, но казалось, что разница небольшая, поэтому поездка должна пройти примерно так же, как в прошлый раз, то есть к 12-13 часам мы уже будем на месте. Конечно же, все было совсем не так. Прежде всего: в 8 утра никакой автобус никуда не поехал. В 8-05 стало известно, что автобус сломался и не заводится. Я даже не удивилась, и была готова идти искать таксистов, и мою уверенность в необратимости ситуации поддерживали люди, сдающие билеты в кассу. Но, как ни странно, в 8-20 нам подали новый автобус, который был готов ехать, и с общим опозданием в полчаса мы все-таки выехали. Время ожидания заставило поволноваться само по себе, а еще дало возможность послушать диковинные диалоги, как то, например, что бывали случаи, когда автобусы просто не выходили с таможни, и людям дальше приходилось добираться самостоятельно. И эти новости тоже не особо радовали.



Кольсай
Минут за 40 мы доехали до границы. Подозреваю, что уже здесь тайминг начал сбиваться, ведь получалось, что мы ехали как раз в утренний час-пик, когда обычные жители спешат на работу. На границе к нашему появлению открыли дополнительны окошки, и обе инстанции мы прошли буквально за полчаса. Если судить по длинной очереди машин с обеих сторон, у автобусов есть некий приоритет на досмотр, и я порадовалась, что все-таки мы не стали искать таксиста. Тем не менее, минут 20 мы еще ждали наш автобус. Непонятно было, куда он подъедет и не уехал ли он уже без нас, ведь в прошлый раз к нашему выходу с таможни газелька уже стояла, готовая отправляться. Но это был не тот случай: досмотр длился дольше, и все вместе в итоге заняло около часа.



Кольсай
Дальше была прекрасная дорога через горы. Мы проезжали ветряную электростанцию, ущелья, где горы стояли сразу за окном автобуса, и более открытые пространства с панорамными видами. Еще одним отличием от прошлой поездки была дополнительная «санитарная» остановка. Я думала, что за нее считалось время на границе, но оказалось, что ровно посередине дороги автобус еще раз останавливается у комплекса из магазинчика, заправки и туалетов на 15 минут. Видимо, поскольку это официальный перевозчик, остановки требуются с определенной частотой, как и в России. Автобус ехал с хорошей скоростью, порой до 80-90 километров в час, но на подъезде к Алматы начались пробки: то из-за аварий, то просто так, да и весь город, начиная от въезда и до Сайрана просто стоял. В итоге на вокзал мы приехали только около двух часов дня, то есть дорога заняла у нас 6 часов. В прошлый раз мы доехали за 4,5 часа, так что сравнение не в пользу автобуса, хотя в целом это было ожидаемо.



Кольсай
Как ни странно, но обратный билет тоже можно было купить только за наличные, хотя в кассах стояли терминалы, - якобы потому, что это «предварительная продажа». Я не сразу наскребла нужную сумму, но ехать второй раз на Сайран, который находится совсем не в центре города, не хотелось. Перед нами в очереди люди покупали билеты на отходящий автобус и на шесть вечера, и я немного воодушевилась. Кассир подтвердила, что рейсы в основном не отменяют. Я опасаюсь брать билеты не последний рейс, рискуя не уехать, и всегда стараюсь, чтобы в запасе были другие варианты на случай «если что», да и вообще предпочитаю утренние автобусы. Но тут, опять же, хотелось больше времени провести в Алматы, чем в Бишкеке, и обратный билет мы взяли на два часа дня - как раз под выезд из гостиницы. За три дня до отправления нам достались 5-6 места, но по итогу автобус тоже был полон.



Кольсай
Обратная дорога была примерно такой же, но поскольку автобус не ломался и не задерживался, и граница была посвободнее, - то дорога заняла на час меньше. Первый автобус был холодным и дребезжащим, второй - более комфортным, так что это дело случая, и на выборке из двух непонятно, что бывает чаще. В два часа дня Алматы все так же стояла в пробках, да и 7 вечера в Бишкеке - не самое свободное время. Зато вечером на таможне практически не было других людей, кроме пассажиров нашего автобуса, но очередь из машин была сопоставимой с утренними часами. Автобус в этот раз мы ждали меньше, но часть людей все равно уезжала на такси - ведь до Бишкека оставалось буквально 20 километров. Мы видели и маршрутки, отходящие в сторону города, но поскольку «за билет уплочено», а гостиница находится около вокзала - мы решили дождаться наш автобус.



Кольсай
Из этой истории я сделала несколько выводов:
  1. Автобусы Бишкек-Алматы - это очень удобно! Здорово, что они появились, и видно, что спрос на них есть, так что надеюсь, они с нами надолго.
  2. Похоже, границу лучше пересекать на общественном транспорте, а не на машине. Возможно, машина быстрее проедет остальную часть пути, но такое же время потратит на досмотр, если не больше.
  3. Билеты лучше покупать заранее, но даже накануне вечером места скорее всего будут.
  4. Стоит тщательнее подходить к выбору времени. Понятно, что в Алматы хотелось попасть как можно раньше, а вот обратный билет, полагаю, можно было бы взять часа на 4: тогда, возможно, пробки в Алматы были бы чуть меньше, и уже точно были бы свободны дороги в Бишкеке. Если окажется, что есть маршрутка до Алматы в 7 утра - то лучше уезжать на ней.



Кольсай
Люблю общественный транспорт. Очень рада, что такой доступный и относительно удобный способ поездок между Алматы и Бишкеком теперь доступен для всех, и что мне удалось его опробовать. Если получится организовать новую поездку, то я бы попробовала уехать из Бишкека сразу в день прилета: из аэропорта приехать сразу на вокзал, купить билеты на 6 вечера, прогуляться и поужинать, и - в дорогу. Но кто знает, как все еще сложится, а главное - когда.

Алматы, автобусы, Бишкек

Previous post Next post
Up