Ала-Арча - это, наверное, самый облагороженный и самый легкодоступный маршрут около Бишкека. Хотя, конечно, Ала-Арча - это место, парк, в котором есть множество маршрутов, а не какой-то один. Маршруты включают и восхождения на пики, что точно не просто, - я же имею в виду, что из Бишкека если куда легко добраться - то это ко входу в этот национальный парк. И не зря он находится под особой защитой - его красота точно никого не оставит равнодушным.
Причем добраться можно разными способами:
- Бюджетный вариант: сесть на 265 маршрутку, доехать до поста, пройти его пешком, дальше ловить попутку до «настоящего» входа в парк - так мы с Антоном поступили в прошлый раз. Как бы я ни восхищалась Киргизией, но этой логики я понять не могу: зачем пускать автобус так, чтобы до самого парка людям оставалось добираться еще 12 километров своим ходом. Совершенно очевидно, что пройти это расстояние пешком в разумные сроки не получится, а из транспорта там есть только наглые таксисты, которые просят 500 сом за поездку.
- Удачный вариант: если есть машина, то до парка ведет прекрасная асфальтированная дорога, к тому же отремонтированная в этом году, заканчивающаяся большой парковкой. Как всегда, это не мой вариант.
- Вариант для ленивых: такси из любой точки Бишкека примерно за тысячу сом (=рублей) прямо до входа в парк. Только нужно внимательно смотреть, какую точку поставить концом маршрута - если поставить пост, который тоже называется «Ала-Арча», то поездка выйдет дешевле, но бестолковее - а таксист может просто отказаться ехать дальше, даже за дополнительную плату.
- Мажорный вариант: поехать с индивидуальным гидом. Так мы ездили впервые с родителями, когда совершенно не ориентировались в округе, и в первой попавшейся турфирме спросили, куда бы нам съездить на день. За 40 долларов гид отвез нас к парку и подождал три часа.
- Хитрый вариант: поехать в составе сборной группы на экскурсию - хоть к хижине Рацека, хоть на восхождение. Стоить это будет не больше полутора тысяч сом.
И поскольку первый и четвертый вариант я уже испробовала, а экскурсии у меня были забронированы по другим направлениям, в этот раз я решила воспользоваться третьей опцией. В тот момент я, конечно, рассуждала не так, просто мне совершенно не хотелось ловить попутку в одиночестве (хотя, опять же, это самое безопасное место, чтобы ловить попутку: кроме отдыхающих, там никого нет), и мне нужно было вернуться в город не слишком поздно, чтобы успеть на вечернюю экскурсию. Маршрутка же, которая идет удлиненным маршрутом до входа в парк, а не на пять километров меньше, отходит самое раннее в 11 утра и ехать будет часа полтора, поэтому я боялась просто не успеть. Да и цена в тысячу рублей сейчас уже не кажется такой страшной.
Я вызвала такси прямо к гостинице. Нашлось оно достаточно быстро, но водитель заставил меня поволноваться, когда я села в машину. Он попросил отменить заказ. Я подумала, что он не хочет везти меня так далеко, но оказалось, что это распространенная практика для дальних поездок, чтобы не платить комиссию Яндексу 20%. А так он совершенно не отказывался заработать. Мне эта практика не нравится, ведь выгодна она только хитрюгам-водителям, но не пассажирам, которые все равно платят полную сумму, не могут поделиться маршрутом или позвать на помощь через приложение, ни, естественно, самому Яндексу, которого лишают дохода, при том пользуясь его услугами. Но выбора другого не было.
И мы поехали.
Как всегда, выезд в сторону гор - это отдельный вид удовольствия. Когда ты покидаешь город, впереди остается только дорога, а горы с каждым километром становятся все выше и выше, и как бы надвигаются на тебя… я очень люблю эти моменты, и в машине любоваться такими видами намного приятнее, чем в маршрутке.
На такси ехать до поста минут сорок. Мы доехали, водитель начал уточнять, заплачу ли я сбор за всю машину, ведь он выше, чем за пешехода, потому что если нет - то он дальше меня не повезет… Только вот что-то странное происходило на посту, и какая-то женщина кричала нам с дороги, что он не работает.
Я пошла узнавать, что случилось.
А случился ремонт дороги. Машины через пост не пропускают, но можно пройти пешком. Можно, конечно, но я не повелась на эту уловку: ведь если машины не пропускают, то я не смогу поймать попутку, а 12 километров в горку я буду идти часа 3-4. Спасибо, но нет.
Я вернулась к водителю, сказала, что дальше проезда нет, попыталась отдать ему 700 сом (чуть меньше этого показывал Яндекс цену до поста). Водитель стал ныть, что тут осталось всего ничего и мы же почти приехали (12 километров из 40, да) и не накину ли я еще сотку и вообще не надо ли тогда меня отвезти обратно. Сотку пришлось накинуть, но просто так ехать обратно я не собиралась.
Я попрощалась и пошла налево, через деревню Кашка-Суу - в урочище Кашка-Суу, которое мы не осилили в прошлый раз. Что ж, это знак, решила я. Сегодня обязательно надо будет дойти.
В этот раз дорога далась легче. И потому, что это был первый день отдыха, и ноги еще не сошли с ума от нагрузок, и потому, что через несколько километров меня подобрала компания ребят на минивэне, ехавших справлять корпоратив швейного производства, и подбросили ровно до нужного поворота. А от этого поворота я прогулялась еще буквально пару километров (дошла до листика, обозначенного на карте 2гис), подивилась указателю на Ак-Таш (какое знакомое название), полюбовалась панорамой города, да и пошла обратно.
На обратной дороге я поймала попутку с женщиной за рулем и ее папой на пассажирском сидении, которые довезли меня до самого города, и в обед даже успела поработать пару часов, пока не пришло время собираться на вечернюю экскурсию с костром, сосисками, чаем в самоваре и маршмеллоу.
Каково же было мое удивление, когда экскурсионный автобус приехал ровно на тот же самый поворот, на котором я была днем.
Потому что экскурсия называлась «Вечерняя панорама Ак-Таш».
Но это была замечательная экскурсия. И замечательный день. Хоть я и не попала в Ала-Арчу.