Сегодня вернулась из короткой поездки в Томск - две ночи и один день.
Туда поехала электричкой (поезд №142) - опробовать новый вид транспорта до Томска, а возвращалась по блаблакару - на этот раз удачно: созвонились, условились, встретились, поехали на новенькой toyota camry с кожаным салоном, хоть и впятером.
Электричка тоже удобная штука - идет четыре с половиной часа, то есть столько же, сколько автобус, но билет стоит на 181 рубль дешевле автобусного, если оба покупать через сайт (589 рублей против 770). В кассе цена 701 рубль. На мой вопрос, почему на сайте существенно дешевле, кассир чуть не взорвалась: "Да где вы все такой сайт находите?! РЖД, причем тут РЖД?!! Это экспресс-пригород!!!". Тем не менее, я спокойно уехала по приобретенному на сайте РЖД билету, теперь жду, начислят ли бонусные баллы.
По поводу разницы в цене - у меня есть подозрение, что это за счет дополнительной страховки, галочку о которой можно отжать на сайте, а кассиры вроде как включают в цену без спросу.
В Томске я провела всего один полный день. По сложившейся традиции, мы с друзьями посетили нежно любимый нами Клаус (немецкое кафе, которое славится своей домашней лапшой). Инфляция видна и тут: если на четвертом курсе, когда я впервые сюда попала, тарелка классической лапши с сухариками и сливочным соусом стоила 95 рублей, то сейчас уже - 275. Хорошо, что мои доходы за это время тоже возросли. А потом был план пройтись по улице Ленина, но нам помешали ремонтные работы и пришлось свернуть на улицу Татарскую.
Тут выяснилось, что никто из нас - ни я, учившаяся в Томске пять лет, ни друзья, живущие тут уже восемь лет, ни разу не гуляли по Татарской слободе. Конечно, мы знали о ней, где она находится, и что ею славится Томск, но с деревянным зодчеством Томска мы скорее знакомы по более вылизанным улицам Дзержинского и Кузнецова. Домики там в большинстве своем ухоженные, отреставрированные и все, как один, охраняются государством. Чаще всего в них располагаются какие-либо организации.
В слободе же, которая включает улицы Татарскую, Источную, Горького и Мусы Джалия, практически все дома - жилые, табличка "охраняется государством" - висит далеко не на всех. Дома - почерневшие от времени, не крашеные, и совсем не того благородного коричневатого оттенка свежей древесины. Но - удивительные. Мы как будто выехали на экскурсию в совсем незнакомый город.
А еще там есть Красная соборная мечеть. Я, опять же, о ней знала, слышала песнопения по вечерам, когда находилась в четвертом корпусе ТГУ (который находится на окраине университетской рощи, ближе всего к слободе) - но ни разу мне не приходило в голову прогуляться до нее, а тем более зайти внутрь. К слову, внутрь зайти мы не решились и сейчас.
Потом вышли на Ленина, дошли до ТГУ - мне до сих пор удивительно, что двенадцать тысяч студентов, числящихся здесь, уже не включают меня.
Кстати, некоторые изменения произошли и тут: достроили здание лицея напротив главного корпуса, перестроили остановку (она теперь состоит только из лавочек и крыши - непонятно из каких соображений убрали и киоск, и сибирские блины, в которых мы так часто обедали, и подорожник чуть поодаль), рядом открылся KFC - видимо, теперь студенты обедают там.
И поехали к друзьям домой - в новый, строящийся микрорайон Зеленые горки.
Раньше казалось, что это где-то безумно далеко, теперь - всего полчаса езды.
А утром я перестраховалась - вышла за полтора часа до назначенной встречи, а доехала все также за полчаса - и пошла к Лагерному саду пешком от Новособорной площади, опять мимо главного корпуса ТУСУРа, ТГУ, потом - перекрестка с улицей Кирова, Учебной, мимо Политеха. Магазинчик "Счастье мое" ликвидировался и вместо него там находится "Ярче" - сеть, продвигаемая КДВ. Исчезла и аптека, находившаяся в корпусе Политеха, после программы Ревизорро закрылась сеть Помидор, где поначалу была очень вкусная пицца и салаты формата "сделай сам".
И мне подумалось - сколько же раз я проходила мимо главного корпуса ТГУ? Ради него, университета, я приехала в Томск, он находится в самом центре города, собственно, от него и пошел тот Томск, который мы сейчас знаем - город студентов. Наверное, все же бывали дни, когда я вообще не выходила из квартиры - и такое у меня бывает, хотя я не очень люблю, когда так получается, - тогда будто теряется счет времени; бывало, по выходным, что я только ездила на конюшню в сосновый бор, или на прыжки на нефтехим, то есть в противоположную сторону, или ездила к подруге в гости на Сибирскую.
Но чаще всего, конечно, с понедельника по субботу, я ездила на учебу. Даже если не было пар на основном факультете, были занятия на дополнительном, - они, кстати, проходили в одном из старых корпусов и из-за них я намного чаще бывала в самой роще. Или, когда пары уже закончились, но нужно было писать диплом - в библиотеку, где собрано удивительное количество научных работ и специальной литературы. Или же я ехала на автовокзал, чтобы съездить к родителям, в Кемерово - на 12 маршрутке. Или ехала в больницу на Учебной, а потом и мой тренер перешла в конюшню в Зональном - в ту сторону от меня ходил 17 маршрут и 7, но редко, раз в полчаса. Или ехала в гости на Степановку, или к одногруппницам - на Елизаровых. Реже - погулять на Лагерный сад или посидеть в тот самый закрывшийся Помидор. В любом случае я проезжала мимо корпусов Томского государственного университета. Зачастую даже не обращала на них внимания, в отличие от того, как, например, стараюсь всегда посмотреть на реку, когда проезжаю через мост. Университет был чем-то неотъемлемым в жизни - и моей, и города, - но при этом обычным, даже обыденным, будним, как декорация, и откуда поскорей хотелось уехать домой - поесть, поспать, прибраться...
А теперь кажется таким странным то, что мне туда больше не надо. Что я не вижу его каждый день, что он остался незыблемым, великолепным, белоснежным - в Томске и для Томска, а я только приезжаю туда раз в полгода, обязательно захожу в рощу, встречаю белочек, обхожу корпуса по кругу, снова и снова фотографирую их - но ни одно фото не будет лучше тех, на которых главный корпус отражается в весенних лужах, - и снова уезжаю.
И снова становится немного грустно.
И хочется приехать еще раз.
Но все это уже - только память: о времени и о месте; и если место, и то, меняясь, все еще занимает собой пространство, то время идет только вперед, и этот этап уже завершен.