В Магадане самое главное - это море: бухты Нагаева и Гертнера в Тауйской губе Охотского моря.
Бухта Нагаева
К бухте Нагаева попасть легко: по проспекту Ленина до Магаданской Эйфелевой башни-телевышки, а потом - по улице Нагаевской. Двадцать минут - и уже выходишь на «смотровую площадку», на которой установлен памятник Высоцкому и первопроходцам края, откуда в 1929 году началось строительство города Магадана. Около Высоцкого играют его песни из динамика, можно слушать и любоваться на бухту, хотя со смотровой площадки вид как раз не самый лучший.
Памятник первопроходцам
Дальше можно спуститься к воде. Можно сделать небольшой крюк, через улицу Приморскую, и по пологому склону спуститься в бухту, а можно аккуратно изобразить горного козла прямо от смотровой площадки по обрыву. Получается намного быстрее.
В таком случае попадаешь на каменистую часть пляжа. Очень затягивает собирание ракушек - пустые раковины, с одной стороны у которых круглая дырочка: свидетельство успешной охоты чаек, которых тут больше, чем голубей. У кромки пенной воды собираются скользкие бурые и зеленые водоросли и в изобилии бьются о камни медузы.
Говорят, в море нельзя купаться в основном даже не потому, что холодно, а из-за некого затонувшего танкера с отходами. Но я нашла информацию только о
трагедии 1947 года (может, плохо искала). Но местные купаются не смотря ни на что.
Флора и фауна пляжей
И направо, и налево от смотровой площадки начинается песчаный пляж. Справа стоят маяки и еще дальше, на возвышении, у Морского сквера, - монумент «Время» в виде стимпанковского мамонта, у которого обязательно фотографируются все приезжие, а дети пытаются посидеть на его бивнях.
Монумент "Время"
Затем можно погулять и по самому городу. Самые красивые улицы - это проспект Ленина и комплекс из переулка, площади и проспекта Горького. Это скопление красивой и ухоженной сталинской архитектуры, и все основные достопримечательности сосредоточены там же: памятники колымчанам, погибшим в локальных конфликтах; ветеранам ВОВ, ветеранам севера, труда и комсомола Магадана; «Узел памяти» - памятник магаданцам - героям фронта и тыла. По другую сторону Городского парка есть стелла - «Колымское братство»: на ней перечислены городки и села Колымы, и установлена она как материальное воплощение духа северной взаимовыручки, кратко, но емко о которой провозглашает девиз: «На Колыме принято делиться».
Сквер Победы
Следующим пунктом была «Маска скорби» Эрнста Неизвестного на сопке Крутая. Она установлена на выезде из города, хотя на деле до нее около четырех километров. Вернее, формально, она стоит в городе, но жилых зданий рядом уже нет. Я решила вызвать такси - из центра города доехать до туда стоит 170 рублей.
Про такси надо сказать отдельно: ни убер, ни яндекс, ни лидер в городе не поддерживаются. Я звонила по одному из номеров, которые раньше увидела на улице (22-00-77). Заказ принимают и отправляют машину - и по приезду машины не перезванивают. Водителю при этом сообщают только место вызова, а не место назначения, поэтому на мой вопрос: «Вы к Маске скорби?» - Водитель уверенно сказал: «Нет, это кто-то другой». Так мы еще пять минут стояли друг напротив друга, пока я все же не стала выяснять более настойчиво не мое ли это такси. Оказалось - мое.
У монумента есть смотровая площадка, с которой видно обе бухты и совершенно весь город. Магадан - город «одноэтажный». Высокие здания там есть, но все равно это не больше девяти этажей, и очень много частного сектора.
Вид со смотровой площадки
Монумент впечатляет, завораживает. Лица, из которых составлена Маска, похожи на лица шахтеров на Красной горке в Кемерово - что объясняется общим скульптором. Возведен он в память жертв политических репрессий и в целом заключенных ГУЛАГа, за счет которых в 30-е годы и шло освоение Колымы: строительство колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов, посёлков и самого Магадана. Статистика печальна: «Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из «зэков», охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го, зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило».
Маска скорби
Обратно я решила пойти пешком. На самом деле идти совсем недалеко: нужно спуститься/подняться с сопки, а по Колымскому шоссе ходят маршрутки - например, №1. Я проехала на ней три остановки и вышла на пересечении с речкой Магаданкой, чтобы пойти к следующей достопримечательности - Свято-Троицкому собору.
Спуск с сопки Крутая
Его видно практически из любой точки в центре города. Белоснежный, пятиглавый (не считая башенок-приделов), он возвышается как прямоугольная непреступная крепость. Википедия пишет, что Троицкий собор является одним из самых высоких в России: высота центрального купола с крестом - 71,2 м., а также что это второй по величине православный храм на Дальнем Востоке (первый, похоже, - кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске). Возведен собор всего лишь в 2001 году, «на базе» так и недостроенного дома Советов. Это, видимо, и послужило причиной столь необычной, угловатой формы, но списали все на «древнерусскую Владимирско-Новгородскую архитектуру».
Оттуда я пыталась уехать к бухте Гертнера на маршрутке. Не вызывала такси, потому что толком не знала, куда ехать - бухта большая, а я понятия не имею, к какой именно точке мне надо. Потом уже подумала, что можно было как раз спросить у таксиста… Маршрутчики отвечали, что «в такое время туда уже никто не едет». Такое - это шесть вечера. Так что с общественным транспортом, если не говорить про центр города, в Магадане плоховато. А центр такой, что его и пешком обойти недолго: ведь в городе всего 93 тысячи жителей, а расстояние от одной бухты до другой по прямой - 6,5 километров. Но вечерело, становилось прохладно (хотя днем местные загорали на пляже) и идти туда пешком мне совсем не хотелось. Решила, что было достаточно вида на бухту от Маски скорби.
Бухта Нагаева
На самом деле моя прогулка не была настолько логичной и упорядоченной, как я тут расписала: я не свернула вовремя к Монументу «Время» и вместо бухты Гертнера поехала туда. Причем «туда» маршрутки тоже «уже» не ходили, но в той, куда я села (№12) водитель сказал, что у него есть время и он меня отвезет. Поинтересовался, не холодно ли будет в тельняшке и наказал не кормить мамонта бананами. «Лишних» он проехал всего пару остановок, но было очень неожиданно и приятно - то самое «принято делиться».
Попала как раз ко времени заката над бухтой - смотрится невероятно. Чем-то похоже на пляж курортного города, но витает в воздухе: «Север». Нежная, красивая суровость, загорающиеся маяки, рябь на водах бухты, суда на стоянке…
Закат в бухте Нагаева
Обратно пошла пешком, через дворы, зашла в Сквер военной техники. Сквер - это громко сказано, в нем даже нет деревьев, а у техники нет никаких опознавательных знаков для непосвящённых. Зато в нем гуляют мамы с детьми и папы с собаками.
Сквер военной техники
И если центр еще поддерживается в приличном состоянии, то во дворах и на «окраинах» уже смотрится все не так весело: часть домов обветшала, асфальт растрескался, яма на яме. Но каждая третья машина - внедорожник, и не меньше половины из них - крузеры: «мы ездим там, где волки ссать боятся». Оно в целом и понятно: что тут делать без машины, на которой можно выехать за город? Если мне половины дня хватило, чтобы обойти город, то местным и подавно нужно иногда из него выбираться, да и суровой колымской зимой машина нужна надежная.
Улица Новая
Зато ощущаешь себя в такой как на диком западе!
Почти час ехать до аэропорта, между сопок, в огромном салоне, под Eagles и Scorpions, мимо проглядывающих остатков лагерной жизни, через село Уптар, - и, наконец, домой.
Ан-12 в аэропорту Сокол
А здорово, наверное, было бы проехать дальше - пару тысяч километров до Якутска…