Говорят, когда в школе проходят «Войну и мир», мальчики пролистывают, где про любовь, а девочки, где про войну.
Про Великую Отечественную снято много хорошего кино. Но пересматривать их сложно. Изменились времена, изменилось отношение ко многому. Я вижу эти фильмы теперь иначе. Однако, когда на фоне исторических событий разворачивается конкретная история, тогда у истории появляется лицо. Такие сюжеты на все времена. А такое кино можно пересматривать много раз, и оно не надоедает.
Нет, я не назову в числе любимых ни «Летят журавли» ни «Офицеры», ни «Благословите женщину». Простите. В первом отталкивает героиня, улыбки которой в фильме я не помню. В войну люди пережили многое, но оставались живыми. Да иначе как это вытянуть? Здесь же даже любовь через боль и вымученность. Все слишком правильно. Строго. «Офицеры» для меня фильм из детства. Есть отношения. Любовь. Но выглядит она так, как дети представляют ее себе. Ничего общего с жизнью. Ну или до 14. Поэтому тоже нет. «Благословите женщину» - спорное кино. При первом просмотре большое впечатление от работы, но негативное отношение именно к самой идее. Просто потому, что я разделяю мнение Толстого, что женщина - это самка. Женщина, которая ставит заботу о мужчине выше желания материнства? Такой фильм мог снять только мужчина.
Но я смогла вспомнить о трех совершенно пронзительных историях. Их нельзя смотреть не сопереживая, без вовлеченности. Так они захватывают. По сути война - это разрушенные судьбы. Перевернутый с ног на голову мир. Что же еще может спасти людей, кроме как любовь? Вот только не такая прилизанная скучность, а имеющая характер. Какие люди, такая любовь)
3. «Сошедшие с небес»
Снят в 1986 году режиссером Натальей Трощенко по сценарию Владимира Кунина (он написал повесть «Интердевочка»). В основе сценария повесть Алексея Каплера "Двое из двадцати миллионов". Фильм несколько отличается от книги. В том числе и тем, что почти все события фильма лежат в поствоенной современности. Поэтому можно и посмотреть фильм и почитать. В главных ролях Вера Глаголева и Александр Абдулов.
Осенью 1942 Аджимушкайские каменоломни стали братской могилой для почти 13 тысяч человек, не считая 48 выживших. Само событие в нашей истории является примером героизма и стойкости духа. Но построить фильм и написать об этом историю, основываясь только на этом событии, конечно, нельзя. И я не рекомендую читать заранее о сюжете. Так как все описания являются спойлерами.
Кстати, в семье Веры Глаголевой дочерям запрещали смотреть финал этого фильма, хотя его очень любили.
2. «Пять вечеров»
Снят в 1978 году Никитой Михалковым по пьесе Александра Володина. Снят внезапно, случайно. В то время, как «5 вечеров» шли в ленинградском БДТ в постановке великого Товстонгова и в московском «Современнике» с Олегом Ефремовым. По сути проект-импровизация. Утвержденная без проб Людмила Гурченко, Станислав Любшин, перспективные студенты, выписанные Табаковым. Творческая свобода, когда разрешили себе снимать и так и так, и выбирать. То, что это пьеса видно сразу. С самой лучше стороны. Когда кино берет из театра лучшее. Игра завораживает. Да, можно смотреть и не дышать вообще. И улыбаться. Потому что это комедия) И плакать. Потому что драма. И как замечательно рассказано о любви без слов!
Для меня «партия» Гурченко напоминает характер ахматовских стихов. Необходимо не отрываясь следить за мимикой, жестами и интонацией. Потому что слова здесь лишь слова, они идут фоном.
Фильм снят в ретро-тонах, он почти черно-белый, но в конце появляется цвет. Визуализация вообще очень вкусная.
1. «Военно-полевой роман»
Петра Тодоровского. Снят в 1984 году. Номинировался на Оскар.
Сценарий он написал на основе фактического материала - случайно увидев женщину, прежде красавицу, в которую был влюблен его комбат и все молодые солдаты. Теперь же ее можно было узнать только по характерному смеху. В фильме это сцена с пирожками. Которая развивается в классический любовный треугольник. Главные его точки: Наталья Андрейченко, Николай Бурляев, Инна Чурикова. Инна Чурикова за эту роль получила награду на Берлинском кинофестивале.
Видимо, во всех фильмах о любви, что связаны с войной, лейтмотив - то, как война влияет на судьбу людей. И то, что люди умеют ей противостоять: войне и судьбе, делать свою судьбу сами. Судьба всех этих людей должна была бы сложиться иначе. И могла бы. Но действительно жизни были отобраны у миллионов. А могли бы оказаться красивыми историями со счастливым продолжением.
Я знаю, что этот список сугубо мой. У мужа, например, «Летят журавли», «Чистое небо» и «Баллада о солдате» - вот такой список. Но это и здорово. Значит, есть много разных замечательных фильмов на эту тему. Смотрите)
Не смотрите пошлость, которую сейчас снимают, особенно о войне. Не портите себе вкус!
P.S. На днях зацепилась взглядом за киношку, очень известные актеры играли, Мария Голубкина и т.д. Смотрела минуты 3: понаблюдала, как актриса «готовит суп»: в кипящую воду с картошкой скидывает из стеклянного салатника порубленную капусту (как в передачах с шеф-поварами) горкой на картошку, и оставив ее вот так горой без воды, принюхивается (проба на соль??), кривится (ужасный суп?! свежая капуста стухла? что это была вообще за эмоция?) и отворачивается к столу, где начинает натирать морковь для супа.... То есть снимается сцена, в которой никто от сценариста, до режиссера и актера не понимают, что они играют чушь. А ведь суп мы едим каждый день. Какой реалистичности можно ожидать от современной картинкиы, рисующей реалии прошлого?