IT-компания. Часть вторая.

Oct 23, 2013 22:25

Предыдущать часть

После принятия решения зарабатывать своими умениями настало время определиться, что же я все-таки умею. А по большому счету тогда не умел ничего, но зато быстро себя убедил, что умею многое. Такое качество как самоуверенность очень вредит, когда бизнес стал на ноги, но оно очень полезно в период его становления; полезно тем, что ты можешь убедить своих коллег в том, что у них все получится, даже если они этого раньше не делали, тем, что ты ставишь перед собой заведомо завышенные цели, а это всегда позволяет получать максимально возможный результат.

Итак, нас было двое: я и мой друг Андрей. Я знал HTML, CSS и имел кое-какие самые базовые навыки в программировании на PHP. Андрей хорошо рисовал, умел работать в Corel Draw и учился Photoshop'у. Мы решили делать сайты. Этим тогда занимались все, кому не лень. До этого наши работы ограничивались парой сайтов для наших школ, сделанных в Dreamweaver и нарисованных там же. Жуткое убожество, но тогда это было престижно.

Итак, с навыками мы определились, теперь появился самый сложный этап - поиск заказчиков. Я понятия не имел, где их брать и где их вообще берут другие. Ни по телевизору, ни в объявлениях, ни в журналах, ни в газетах не было рекламы компаний, которые делают сайты. Мы были два начинающих студента, идти в офисы компаний и предлагать им заказать у нас сайт мы не могли. Поэтому решение было такое: я просто купил в газетном киоске справочник компаний, пришел домой и стал звонить во все компании, у которых в справочнике не указан сайт. Каждый день я делал по 60-70 звонков, в итоге через неделю мы получили только 3 заказа, из которых реальным оказывался только один. К тому же мне долго приходилось объяснять потенциальным заказчикам, для чего им нужен сайт, сейчас в это уже тяжело поверить. Все оказалось впустую. Тогда мне пришла идея сделать свой интернет-проект. Он родился буквально сразу, я уже не помню, как именно. Решено было сделать сервис в интернете, где человек может задать любой вопрос по любой теме и получить гарантированный ответ через какое-то время (1-3 дня). Отвечать на вопросы должны были живые люди. Зарабатывать планировалось на рекламе, которая могла содержаться в ответах. Например в ответе на вопрос "У меня отвалились волосы после мыться головы мылом. Что мне делать?" могло содержаться "Лучше мыть голову шампунем. Например неплохой шампунь - Head&Shoulders" и ссылка на соответствующий сайт. Очевидными минусами этой идеи были: а) отсутствие автоматизации, б) слишком долгое время ответа. Но это мы не замечали, сделали этот сайт, выложили за свои деньги его в Интернет. В качестве отвечателей на вопросы я привлек моих друзей и соседей по комнате в общежитии.

Для развития нужны были деньги. С этим вопросом мы обратились к директору компании, в которой я в то время работал летом после окончания первого курса. И на удивление идея ему очень понравилась, он ей проникся, стал интересоваться и мы совместно начали искать инвестора. Он нашелся из числа друзей директора. Однако идею не оценил, и увидев наш совершенно идиотский и не на чем не основывающийся бизнес-план, который мы с Андреем накатали вечером совместно с четырьмя бутылками Днепровского, вкладываться в нее не захотел. Надо сказать, что это нас не остановило. Были другие походы к  инвесторам, переговоры, предложения потенциальным рекламодателям, но в итоге мы не получили ни от кого ни цента и заключили только одно партнерское соглашение - с гомельской типографией Артлекс. Проект заглох. Это был первый опыт стартапа, нельзя сказать, что он был неудачный. Мы нашли нашего будущего заслуженного менеджера проектов - Дениса Чуянова, мы все поняли, чем хотим заниматься и что нам нравится, я получил бесценный опыт ведения переговоров с бигбоссами и потенциальными инвесторами. Для себя я вывел, что в первую очередь важен хороший продукт, которым в первую очередь хотели бы пользоваться сами создатели, в который бы они поверили и который любили, только тогда команда будет работать с душой и отдавать делу все силы и время.

Когда мы с Андреем делали первые сайты, мы могли сидеть до утра, споря о том, какой цвет для этой кнопки смотрится лучше, как пользователю удобнее будет юзать вот этот блок, хорошо ли читается такой шрифт в статье, почему сайт так медленно грузится, какая картинка лучше отражает задачу сайта. Отсюда исходит второй важный принцип: тот, кто думает о качестве своего продукта, кому не жалко убить лишний час, чтобы довести до совершенства форму, блок или даже одну кнопку, кто заботится о своем потребителе, тот обречен на успех. Придет он рано или поздно зависит от вопросов продаж, умения вести бизнес и общей удачи.

Любой бизнес начинается с трех вещей: идеи, конской работы и везения. Идея заключалась в том, чтобы делать софт на заказ. Моя конская работа заключалась в заваливании письмами и телефонными звонками потенциальных заказчиков. Далее вмешался последний фактор - фактор везения. Мой гомельский работодатель предложил мне доделать часть его программной системы, которая занималась контролем работы транспорта. Доделать мне нужно было форму составления путевого листа. Эту работу я сделал сам за сутки и получил от него оплату и предложение полностью переделать текущую систему. Тогда я решил привлечь своего одногруппника, Артема, который разбирался в программировании гораздо лучше меня. Артем решил, что это ему по силам, мы договорились с работодателем о цене, он выплачивал нам каждый месяц фиксированную сумму, которую мы делили поровну. Это был наш первый серьезный и долгосрочный проект, с которого мы получили первые деньги. За ним последовало и первая доля в бизнесе. Заказчик пообещал 10% с продаж, если наша новая система сможет заменить уже существующую.
Через 6 месяцев наша система была готова. Она имела совершенно новый удобный интерфейс, работала в разы быстрее, чем существующая, могла обрабатывать больше автомобилей, имела новые функции, которые старой и не снились. Заказчик подтвердил, что с задачей мы справились и вместо обещанных 10% мы получили небольшую прибавку к месячной оплате и новое задание. На мой вопрос о данном обещании был получен ответ вроде "Ну вот это еще сделайте и тогда все будет". На этом наше сотрудничество с этим заказчиком завершилось. Как потом я узнал, он заменил свою старую систему нашей и она работает у него по сей день.

В то время, пока мы разрабатывали вышеописанный проект, наш заказчик порекомендовал нас своему другу из компании БелХард, который предложил мне расширить команду и стать одним из аутсорсинговых подразделений БелХарда. Это был первый шаг к  настоящему бизнесу, иностранным заказчикам, реальным проектам, большим кабинетам и многому другому.

Следующая часть.

жизнь, студент, бизнес, it

Previous post Next post
Up