Хотя хвосторез был изобретён русским учёным и революционером Кибальчичем, отсталая царская Россия так и не смогла наладить собственное производство хвосторезов и лишь в 1910 году был собран первый отечественный хвосторез на импортных компонентах.
Первая мировая война вызвала огромную потребность в хвосторезах, но отсталая промышленность Российской империи не смогла справиться с возрастающим потоком военных заказов. Развал железнодорожного сообщения, постоянные задержки поставок союзников и тупость царских чиновников привели к так называемому "хвосторезному голоду" в оборонной промышленности.
Ленин ещё в первые годы советской власти уделял большое внимание производству хвосторезов и уже в 1919 году в лаборатории Бонч-Бруевича был создан первый отечественный генератор для хвосторезов.
За годы первых пятилеток были построены хвосторезостроительные заводы в Харькове, Перми и Челябинске. Производство хвосторезов в 1940 году выросло по сравнению с 1913 годом в три тысячи пятьсот раз.
В 1960 году СССР вышел на первое место в мире по производству хвосторезов, а в 1968 году и на первое место в мире по производству хвосторезов на душу населения. Каждый четвёртый хвосторез, произведённый в мире, был советским. Советские хвосторезы экспортировались в 86 стран.
Развал СССР и преступная приватизация фактически уничтожили хвосторезостроительную промышленность и в 1998 году производство хвосторезов в стране практически прекратилось.
В нулевые годы происходит некоторый рост производства, открываются несколько заводов, где осуществляется крупноузловая сборка маломощных хвосторезов из дешёвых импортных комплектующих сомнительного качества.
В 2014 году незначительный рост производства вновь сменяется резким падением. В 2018 году в Российской Федерации выпущено хвосторезов меньше, чем в РСФСР в 1956 году.