Нина Левашова
Нина Левашова
Вот уже около 15 лет я занимаюсь составлением своих родословных. Хочу сказать, что это необычайно интересно и увлекательно! Об этом можно много и долго рассказывать. В результате исследований я составила деревья по трем линиям из четырех, каждое из которых корнями уходит вглубь 18-го столетия. Попутно составила несколько деревьев по родственным ветвям. Нет только дерева по мужской линии отца.
Мой отец, Гошталик Петр Владимирович родился в 1915 г. в селении Асташиха Амурской области. Родителей папа лишился рано, воспитывал его дед, а потом он попал в детский дом. На вопрос, кем был его отец, отвечал: «А кто его знает? Пришлый какой-то». А мама говорила: «Наверное, чех, Готшалк какой-нибудь». Как в воду глядела! В детстве и юности я предками как-то не интересовалась, а когда интерес пробудился, родителей уже не было в живых, да и родственников почти не осталось.
Из пожилых родственников отца я знала только его племянника Олега Чупрова, который жил в Лучегорске. Я нашла его адрес и попросила написать, что он знает о родителях моего отца. Из далекого прошлого отца ему ничего не было известно, но он сообщил, что его тетя, Вера Петровна, живет в Хабаровске, адреса, правда, он не знал. Я попросила свою подругу Марину, живущую в Хабаровске, разыскать Веру Петровну - и ей это удалось! Марина даже побывала в гостях у Веры Петровны, которая жила неподалеку от нее. Вера Петровна очень удивилась и обрадовалась. В 2004 году я приехала к ней, а прежде поработала в архиве Благовещенска, где нашла в метрических книгах очень много информации о Чупровых, а также о Евсюковых, т.е. о родственниках отца по материнской линии. Но, увы, я не нашла ни метрики своего отца, ни метрики его матери Екатерины. Фамилия Гошталик также не встречалась. Вера Петровна рассказала мне, что, по словам ее матери, Екатерина несколько лет жила с Владиславом Гошталиком, у них были дети. Владислава она называла поляком, говорила, что он был очень строгим и наказывал моего папу, если тот приходил домой в грязной одежде. Примерно в 1919 году Владислава «забрали» и больше его не видели в деревне.
Параллельно с опросом родственников я начала работать в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ), в библиотеке Общества изучения Амурского края - это все во Владивостоке, где я живу. По картам Общества я установила, что Асташиха была казацким поселком Асташинским - так я узнала, что дед Чупров был казаком, а ведь отец об этом никогда не говорил, в советские времена этот класс вообще не упоминался.
Нашла я и сведения статистико- экономического обследования поселка Асташинского с перечислением всех домохозяйств, в т.ч. братьев Чупровых, за 1909 год. Гошталика, там, естественно, тоже не было. Я побывала и в архиве Дальневосточного пароходства, поскольку отец после войны работал механиком на ледоколе «Адмирал Макаров». Там я прочла и скопировала анкету отца, а также отдельные страницы из его личного дела. Из анкеты я узнала и имя деда - Ананий. Отец в анкете писал, что его родители «занимались крестьянством», отец умер в 1919 г., а мать - в 1924 г. Примерно в это же время я по поиску в Интернете нашла однофамильца, Александра Гошталика, в Таганроге. Мне удалось с ним списаться, и он сообщил, что его дед, Иосиф Францевич Гошталик, чех по национальности, был интернирован в Таганрог примерно в 1918 г., а где до этого был в России - неизвестно. У Иосифа в Чехии остались жена и дочь, но выезд на родину чехам разрешили только через 20 лет, в 1939 году. К тому времени у Иосифа в Таганроге уже была новая семья - жена Варвара и 2 сына, Александр и Владимир, которых сейчас уже нет в живых. Александр - младший сын Александра Иосифовича. Он прислал мне фото деда, копии его воинской книжки и документа, в котором мать Иосифа удостоверяла его право на дом в Келче. Документы были на чешском языке, но я немного изучала чешский перед турпоездкой в Чехию в 1983 году, поэтому прочла документы. Иосиф в числе других интернированных чехов и румын работал в артели. Он был хорошим маляром. В 2007 году во время поездки к сыну в Киев я побывала в Таганроге, разыскала там Александра и познакомилась с ним, с его двоюродным братом Владимиром и его семьей, которая живет в доме, построенном Иосифом. Но эта встреча состоялась уже после того, как я нашла информацию о предках Иосифа.
По-чешски фамилия пишется Hošťalek. Я запустила поиск в чешском интернете и нашла много интересного. Во-первых, много однофамильцев. Самый знаменитый - Maximilian Hošťalek из Явориц - бургомистр города Жатца, казненный в 1621 г. на Староместской площади в Праге в числе 27 противников избрания Фердинанда II императором «Священной Римской империи». К одному из однофамильцев, Станиславу Гошталку, д-ру философии и автору исторических публикаций, я обратилась с просьбой порекомендовать мне варианты поиска возможных родственников в Чехии. Станислав ответил подробным письмом, в котором рассказал об истории фамилии и посоветовал, в частности, обратиться на родоведческие сайты в Чехии.
Фамилия Hošťalek пришла в Чехию из Саксонии в 14-15 столетиях и происходит от немецкой Готшальк - Hottshalk -«слуга божий». Готшальк был приближенным Карла Великого. Другой известный носитель этой фамилии был богословом и поэтом (умер в 868 г.). Известен также предводитель славянских племен Готшалк, получивший свою фамилию от священника христианского монастыря, в котором он воспитывался в юности. В 1044 году Готшалк, будучи князем бодричей, объединил бодричей, лютичей и поморян в единую Вендскую державу на просторах между Эльбой и Одрой, противостоявшую натиску немцев. По словам Станислава, немецкий князь Готшальк был основателем Страговского монастыря в Праге Я, правда, подтверждения этому в Интернете не нашла, но в пивном ресторане монастыря подается пиво «Hottshalk». Мой сын побывал там и пил это пиво, даже фото мне прислал. В Чехии фамилия Готшальк - Hottshalk - трансформировалась сначала в Hoštalk - Гоштальк, а потом в Hošťalek - Гошталик.
На чешских генеалогических сайтах я запустила сразу два поиска: Иосифа Гошталика (Josef Hošťalek) из Келча и Владимира (Владислава) Гошталика (Vladimir -Vladislav Hošťalek). Каково же было мое удивление, когда я получила письмо от совершенно постороннего человека, Владимира Черника из городка близ Оломоуца. Он писал, что работает в архиве Оломоуца и нашел там метрику Иосифа Гошталика, копию которой и высылает мне. Потом он прислал еще несколько копий метрических записей о предках Иосифа и его бракосочетании. У меня сердце и сейчас переполняется самыми добрыми чувствами к этому бескорыстному человеку!
Другое письмо пришло мне от Марцелы Гошталковой, которая писала, что получила сообщение с генеалогического сайта о моем поиске и что ее отец занимается составлением родословной, так что можно ему написать. Так я познакомилась с Рихардом Гошталком. Он написал, что родился в Келче, там жило 5 семейств Гошталков, но недавно умер последний из них, остальные разъехались, а один из родственников сгинул где-то в России. Рихард прислал мне также свое дерево предков, из которого следовало, что они с Александром состоят в родстве. Я написала об этом Александру, а при встрече записала на его компьютер построенное дерево предков.
В «Незабудку» меня привели тоже поиски корней. Откуда попал Гошталик в казацкий поселок, где даже крестьян русских не было? Поскольку фамилия чешская, то наиболее вероятно, что он был из пленных чехов (польскую версию я не рассматривала). Я стала изучать историю чехов в период 1 мировой войны в России и в Интернете прочла о том, что в Чите действует чешское национально-культурное общество «Незабудка». Моя двоюродная сестра Люба жила раньше в Чите, а сейчас она живет в Иркутской области, но в Читу иногда приезжала к родным. Я написала Любе об этом обществе, и она, приехав в Читу, связалась с Эмилией Яновной, бывшей ранее председателем общества. Оказалось, что они обе с Большого Острова, так что им было о чем вспомнить и поговорить. Газета «Незабудка» тогда еще не вышла в Интернет, мне по электронной почте присылала ее Татьяна Ковалевская. Она же предложила мне сотрудничество, и я с удовольствием согласилась. Мне очень понравилась газета: я узнавала в каждом номере много нового и интересного о Чехии и о чехах.
В 2011 году Татьяна Ковалевская предложила мне поехать на курсы чешского языка в Чехию и по стараться там, в частности, выяснить свои родственные связи. Об этой чудесной поездке я уже писала. Я встретилась там с Гошталками - ко мне в Добрушку приезжали Рихард с женой Надей и его брат Зденек с женой Карлой, и мы с ними приятно провели время. Приезжал также в Добрушку и Владимир Черник - очень милый и симпатичный человек. Еще я выбрала время после окончания курсов и побывала в Келче, живописном городке в Моравии, близ Оломоуца. Провела там несколько часов: прошлась по улочкам, посетила кладбище, видела могилу последнего из живших в Келче Гошталков - баскетболиста Зденека. К сожалению, я забыла номер дома матери Иосифа, поэтому дома этого не видела.
Зато это удалось Александру. Татьяна Ковалевская прислала мне образец анкеты- запроса на предоставление статуса соотечественника в Чехии, который дает право лицам с чешскими корнями на постоянное местожительство в Чешской Республике. Я помогла Александру с заполнением формы, и он получил статус соотечественника, хотя переезжать в Чехию не собирался, а хотел лишь посетить родину деда. В 2012 году эта поездка состоялась. Мне удалось на карте Келча найти дом, принадлежавший матери Иосифа. Зденек и Карла встретили Александра с женой Галей в Праге, вместе они поехали к Рихарду, а потом все вместе - в Келч. Рихард договорился заранее с нынешним владельцем дома. В общем, визит состоялся, Александр был очень доволен, получил массу приятных впечатлений от поездки.
На следующий год Карла и Зденек приехали к Александру в Таганрог. Они познакомились там с родными Александра, вместе отдыхали на море, тоже остались очень довольны поездкой.
А в конце 2014 года я с удивлением узнала, что Александр переехал в Остраву! Встреча и знакомство с чешскими родственниками сделали свое дело. Конечно, полученный ранее статус соотечественника уже не мог служить основанием для получения права на постоянное местожительство, т.к. это право следует осуществить в течение 6 месяцев после получения статуса. Карла и Зденек помогли оформить статус вновь.
Так что теперь Александр и его жена Галина живут в Остраве, недалеко от Зденека и Карлы. Снимают там квартиру, посещают бесплатные курсы чешского языка. Галина уже работает, Александр вскоре тоже рассчитывает получить работу, но хочет сначала повысить свой уровень языка, чтобы полноценно работать по своей профессии инженера-строителя. Я очень рада за них, надеюсь, в этом году все их планы осуществятся.
А как же мое отношение родства с Иосифом? Несмотря на различие имен, у меня теплилась слабая надежда, что Иосиф и Владимир - это один и тот же человек. Эта надежда основывалась, во-первых, на том, что многие чехи в России почему-то называли себя именем Владимир (например, скульптор Винклер), а, по словам Александра, его бабушка называла деда Владеком. Во-вторых, фамилия Гошталик в России крайне редка, мне ни разу до этого не встречалась. Полностью совпадало и написание фамилии, хотя в ее интерпретации возможны варианты (например, Хоштялек). В-третьих, в архивных материалах я находила информацию о том, что пленные чехи работали в Амурской области на территории, прилегающей к железной дороге, в частности, на заготовке дров. А троюродный брата отца, Дмитрий Александрович Чупров, говорил, что Владимир «работал надзирателем над арестантами». У Дмитрия Александровича в Асташихе я побывала во время поездки в Благовещенск. Его адрес дал мне Олег Чупров, и я заранее с ним списалась.
К сожалению, оказалось, что Иосиф не мог быть моим дедом. Я несколько лет назад направляла запрос в ФСБ Ростовской области об Иосифе Гошталике.
Оттуда пришел ответ, что имеется дело времен Отечественной войны. Родные Александра говорили, что Иосиф работал во время войны переводчиком у немцев, после войны его задержали на несколько месяцев, но никакой вины за ним не было перед советским народом и государством, он никого не предавал, а даже помогал партизанам, поэтому его отпустили. С разрешения Александра я обратилась в ФСБ с просьбой выслать мне архивную справку с информацией о том, где был в России Иосиф до Таганрога. Вскоре мне пришел ответ, который гласил, что Гошталик Иосиф Францевич был взят в плен русскими 2 марта 1915 г.в Карпатах и 2 года провел в лагерях в Средней Азии, а в 1917 г. был направлен в Таганрог ...Что же касается запросов о Владимире (Владиславе), которые я посылала в архивы России и Чехии, ответы были неизменно отрицательными.
Ну, что же ... Буду продолжать поиски.
Встреча с чешскими Гошталками в г. Добрушка, Чехия (слева направо Карла, Рихард, Нина, Надя, Зденек)
Александр Гошталик возле дома своего чешского предка в Келче
2016 год