Единый центр документов: ближе к Европе
(Коммерсант №147, 19.08)
Единый центр документов, позволяющий оформлять весь спектр документов в краткие сроки по принципу «одного окна», был открыт в Петербурге в 2009 году. За четыре года работы комплекс в четыре раза расширил занимаемую площадь, а объем оказываемых услуг - почти в тысячу раз. Эксперты отмечают, что интерес к проекту у петербуржцев будет увеличиваться и в дальнейшем за счет качества услуг и предлагаемого сервиса.
Как рассказал генеральный директор ООО «Единый центр документов» Дмитрий Ромашко, в июле 2013 года Единому центру документов исполнилось четыре года.
«На территории петербургского Прядильно-ниточного комбината имени С.М. Кирова впервые в России была реализована идея создания единого пространства, на которой федеральные и городские организации на независимой основе соседствуют с частными и оказывают гражданам услуги по совершению большого количества операций с документами», - рассказывает господин Ромашко.
На территории Единого центра документов расположены такие учреждения, как Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, территориальный пункт №139 ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ОП МРЭО №14, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Отдел ЦЛРР МОБ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости, Клинико-диагностический центр ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» Министерства здравоохранения России. При этом около 30% помещений занимают частные структуры, к ним обращаются 30-40% посетителей центра.
На сегодняшний момент комплекс обслуживает примерно 8 тыс. человек ежедневно. Одна из самых востребованных услуг Единого центра документов - это подготовка документов для оформления загранпаспорта. Эксперты отмечают, что горожане стали больше ценить свое время и комфорт, поэтому все больше петербуржцев предпочитают обращаться в Единый центр документов.
Единый центр документов оснащен современной системой электронной очереди, на территории комплекса созданы условия для граждан с ограниченными возможностями, открыта большая парковка, работает комната матери и ребенка, а также работает уже знаменитая на весь Петербург столовая, предлагающая обеды на европейском уровне, что подтверждают, опрошенные эксперты рынка общественного питания.
«В Едином центре документов нет очередей. Очереди, если они случаются, выстраиваются в отдел УФМС, расположенный на территории комплекса. Только УФМС имеет право принимать документы на оформление заграничного паспорта и выдавать документ. Наша коммерческая часть Единого центра документов (она называется Паспортно-визовый центр) оказывает услуги по заполнению анкет, подготовке документов для подачи в отдел УФМС и так далее. Очереди бывают в госструктуры, а Единый центр документов - это коммерческая компания, площадка, на территории которой размещены и государственные и частные компании», - поясняет Дмитрий Ромашко.
Необходимо добавить, что с 1 июля 2013 года в Едином центре документов стартовал пилотный проект по оформлению документов на загранпаспорта второго поколения с отпечатками пальцев.
В Едином центре документов пояснили, что заграничный паспорт с отпечатками пальцев - это не новый документ и не новый образец паспорта, просто в действующий чип, который есть в биометрических документах, будут дополнительно заноситься дактилоскопические данные. Введение такого документа позволит повысить степень защищенности документов, удостоверяющих личность граждан РФ за границей. Прием документов на оформление загранпаспортов ранее существовавших образцов (на 5 лет старого образца и на 10 лет с биометрическими данными) не прекращается. Изменение государственной пошлины не планируется. По срокам изготовления таких документов также ничего не меняется. По данным УФМС по СПб и ЛО всего в сутки планируется оформлять 50-70 человек по предварительной записи. В первый день такое желание изъявили всего 15 человек.
Однако Единый центр документов оказывает услуги далеко не только по подготовке документов, необходимых для подачи в УФМС по СПб и ЛО и оформления заграничных паспортов. К примеру, получив паспорт, можно сразу оформить визу. Оформляя права на недвижимость - можно получить юридические, нотариальные услуги, также можно заказать всевозможные справки, ИНН, пенсионные, оформить автомобиль, пройти техосмотр, пройти медицинский осмотр, получить разрешение на оружие и многое другое.
В Едином центре документов рассказывают, что изначально петербуржцы относились крайне настороженно к этому проекту, так как не привыкли к принципу работы «единого окна». Однако сейчас ситуация изменилась, горожане привыкли к высокому уровню сервиса. В целом следует отметить, что Единый центр документов сделал огромный шаг вперед для Петербурга по уровню обслуживания клиентов и качеству оказываемых услуг в вопросах документооборота, приблизив город к европейским столицам, где уровень бюрократии намного ниже, чем в России.
Для повышения качества обслуживания горожан, с 2012 года Единый центр документов начал открывать подразделения в разных частях Петербурга. На данный момент в городе работают четыре таких филиала: Приморский, расположенный на Байконурской улице, Выборгский - на проспекте Энгельса, Фрунзенский - на улице Белы Куна и Московский на Звездной улице. Подготовить документы в филиалах можно по наиболее популярным запросам заявителей: оформлению российского и заграничного паспортов, визам, сопровождению сделок с недвижимостью. В филиалах действуют центры переводов, юридических услуг и страхования. Цены на услуги не отличаются от тех, которые действуют в центре на улице Красного Текстильщика.
Впрочем, господин Ромашко рассказал, что в работе все еще существуют определенные трудности, с которыми Единый центр документов активно борется. «Мы продолжаем вести разъяснительную работу по поводу системы электронной очереди. Люди недовольны, например, что в 10 утра получают талон с указанием времени приема в 16 часа. Мы стараемся объяснять, что такая схема позволяет планировать свое время - после получения талона есть четкое понимание сроков ожидания, а значит можно спокойно заниматься своими делами. Продолжаем бороться с организациями, которые обещают за определенную плату занять очередь на получение той или иной услуги. С каждым днем нареканий все меньше»,- подытоживает Дмитрий Ромашко