ХРАМЫ «ШАГОВОЙ» ДОСТУПНОСТИ
Украсят ли Москву храмы «шаговой» доступности
Храм - особое место для верующего человека.
Сюда приходят молиться, исповедоваться, принять причастие...
Но это в личном духовном измерении.
В огромном двенадцатимилионном городе та или иная часть личной жизни неизменно становится общественной проблемой.
В 2010 году стартовала программа Правительства Москвы и РПЦ по строительству православных храмов «шаговой» доступности. То есть храмов, до которых прихожане смогут добираться пешком, не прибегая к личному или городскому транспорту. Конечно, право человека обустраивать свою духовную жизнь с максимальным комфортом неоспоримо. Однако, строительство - скорее сфера материальная, чем духовная. А потому позволим себе подвергнуть эту тему анализу с точки зрения светского человека. 10
Новое возражение - автор этих строк ещё молод и вполне в добром здравии, а вот пожилым и такое расстояние не под силу. Принимаю и этот аргумент и даже выдвигаю новый аргумент против себя. В Москве есть спальные районы, где храмов нет в принципе - либо снесены, либо их никогда и не было, поскольку районы возводились на незаселённых ранее землях. Пусть так. Что ж, давайте удвоим и даже утроим приведённые выше проценты посещаемости. Более значимый рост численности прихожан в результате массового храмостроительства - из области ненаучной фантастики! Всё-равно получается, что абсолютное большинство москвичей «спасибо» строителям храмов не скажут! Как бы не наоборот!
Все тот же неугомонный мой критик возвещает - права меньшинства закреплены законами России и международными договорами, свободу вероисповедания никто не отменял. Если даже 5% населения хотят строить храмы, им нельзя мешать. Аргумент принимается, хотя и с небольшой ремаркой, что сама РПЦ далеко не всегда благосклонна к правам меньшинств в нашей стране. Вы понимаете, о чём и о ком я говорю.
Но ведь есть и другая сторона медали - права и комфорт одной группы населения не могут быть реализованы за счёт ущемления прав и дискомфорта другой группы. Особенно если эта «другая» группа составляет явное большинство.
Ведь аппетиты сторонников массового строительства храмов растут. Автору доводилось читать и слышать в различных СМИ, что цифра 200 - условна. На самом деле нужно гораздо больше храмов - чуть ли не 600! С воскресными школами, огороженной территорией, хозяйственными постройками...
И тут на повестку дня ставится новый вопрос - о целесообразности столь масштабной программы. Будем смотреть правде в глаза - различные и независимые друг от друга источники показывают, что православные храмы, с разной степенью регулярности, посещают от 1% до 5% москвичей. Данные взяты из опросов общественного мнения - которые можно оспорить, и из полицейской статистики, собранной во время охраны праздничных мероприятий - такие данные оспаривать сложно. К такому же выводу подталкивают и личные наблюдения: прожив в Москве без малого 50 лет, видел всякое, кроме очереди из желающих попасть в храм. Разумеется, кроме случаев временного выставления реликвий, привезённых из-за границы. Но это совсем другая история.
Слышу возражение - прихожан мало потому, что мало храмов. Многим просто неудобно, долго добираться - оттого, дескать и не посещают.
Отвечу так. Ну, во-первых, не так уж их мало. Может, конечно, моей улице и повезло, но у меня в пределах ближайшей троллейбусной линии (не более 10-15 минут езды), а в хорошую погоду, в охотку, то и шаговой доступности находятся два храма. Церковь Бориса и Глеба в Зюзине и церковь Живоначальной Троицы в Воронцовском парке. Оба храма построены много столетий назад, были закрыты «во времена оные», потом реставрированы и вновь открыты для прихожан. А где всё это будет строится? Каждый москвич и даже просто заезжий турист, посвятивший знакомству с нашим городом хотя бы несколько дней, знает - свободной земли в «белокаменной» нет! Обширные, поросшие редким кустарником пустыри нашего детства канули в Лету. Безвозвратно! Едва ли кто-то решится оспаривать неумолимую аксиому: чтобы что-то в Москве построить, надо что-то снести! Исключения - единичны. Итак, что будем сносить? Жилые дома? Школы, детские сады, поликлиники? Магазины, банки, офисы? Такой вариант не проходит. Для застройки остаются скверы, парки и дворы...
Итак, предлагается возродить пресловутую точечную застройку? Такая идея обсуждается вполне серьёзно. Уже есть предложения разрешить строительство храмов на охраняемых природных территориях. Да что предложения - уже и строить пытаются!
Например, храм в парке Медведково. Строительство было остановлено весной 2012 года лишь благодаря усилиям местных жителей. Кстати, в радиусе 1,5 км. от запланированной стройплощадки уже находятся или возводятся 7 (семь!) других православных храмов! Очевидно, что сносить парки и зоны отдыха нельзя ни в коем случае! Сокращение и деградация мест массового отдыха ни к чему хорошему не приведёт!
Помимо экологии, пострадает и здоровье людей. Жизнь в «каменных джунглях», в полном отрыве от природы, отдых исключительно на диване перед пресловутым «зомбоящиком», погубят не только физическое, но и психическое здоровье людей.
Взявшись рассуждать о духовном, нельзя оставить в стороне и вопросы архитектурной эстетики. Приехав в другой город или страну, турист, чьи интересы простираются несколько дальше пляжа и шопинга, идёт смотреть местные достопримечательности.
В большинстве случаев, ему покажут местные храмы. Непременно расскажут историю создания, опишут в деталях неповторимые архитектурные особенности. Многие знаменитые храмы возводились, достраивались и перестраивались годами, а то и десятилетиями и даже столетиями. И каждый архитектор вносил нечто своё, неповторимое.
Известна, например, легенда о том, что Иван Грозный приказал ослепить архитектора храма Василия Блаженного, дабы он (по некоторым версиям - они) не смог повторить ничего подобного. Кстати, сам собор был построен не просто так, «по городскому плану», а в ознаменование взятия Казани. Заметим, что строительство храмов в ознаменование важного события - исконная православная традиция.
Что же предлагают нам авторы идеи «шаговой доступности»?
Собирая материал к статье, я обнаружил телевизионное интервью с одним московским архитектором, принимавшем непосредственное участив проектировании будущих храмов.
Увы, все 200 или даже 600 храмов будут возведены в рамках 5-6 типовых проектов модульных, быстровозводимых сооружений. Срок строительства каждого - до 18 месяцев. Какой уж тут полёт творческой мысли, какая уникальность, какая неповторимость...
Не хочу возводить свое личное мнение в абсолют, но всё или почти всё, что мне довелось видеть из церковного новостроя никаких положительных эстетических эмоций не вызвало. Помпезная убогость... Денег не пожалели, а ума и сердца - не приложили! Притягательность старых храмов в том числе, состоит и в том, что место для их строительства выбиралось свободно и тщательно, а застройщики следующих поколений уже привязывали новую архитектуру к сложившимся храмовым ансамблям.
Много лет назад один известный режиссёр в не менее известном фильме остроумно высмеял типовые улицы, застроенные типовыми домами с типовыми квартирами, обставленными типовой мебелью и запертые на типовые замки... В последние годы отрадно было наблюдать, как жилищное строительство постепенно отходило от типовых проектов в сторону индивидуальных.
И что же теперь? Наш город вновь заполонит типовая блочная серость, абсолютно не вписывающаяся в окружающий ландшафт и архитектуру?
А каково будет техническое качество таких быстровозводимых храмов? Они не окажутся «быстрорастворимыми»? Неужели кто-то всерьёз полагает, что какой-нибудь типовой проект 31415 - ЖБ действительно приведёт неверующих к Богу?
И наконец, последний вопрос: к каким социальным последствиям приведет столь массовое «возрождение духовности»? Протестная активность москвичей бьёт все рекорды... Акции протеста вспыхивают по любому поводу, в том числе - по причине бездумной застройки. Протесты против храмов «шаговой доступности» прошли в Хорошёво-Мневниках, Новопеределкине, Тропарёве-Никулине и многих других районах Москвы.
Изучив лозунги протестующих, выводим типовой - «Я не против храмов! Но, пожалуйста, не в моём дворе!». Кому нужны эти игры с огнём? Почему так важно всё-таки построить эти 200 или 600 типовых объектов? Назвать их храмами, после всего сказанного, не поворачивается язык... Неужели не ясно, что дальнейшее давление на москвичей приведет не только к резкой активизации протестов, но и изменит их характер. Они станут более радикальными, а, следовательно, более опасными для общества в целом... Именно так идём к стабильности?
http://www.yabloko.ru/2012/08/15_1