Моё описание экспедиции, часть 4 - Бичура

Sep 15, 2011 16:20

<<<К части 3 - Хасурта <<<

После возвращения из Хасурты мы в последний раз переночевали в большекуналейском клубе и наутро, попрощавшись с Куналеем, двинулись в село Бичура.

Некоторое время ехали по трассе (всё той же М55, на Читу), но рядом с Мухоршибирью свернули и дальше уже по гравийке пошли на юг.

Места интересные, дорога не очень, но ехать можно, не застрянешь. Погода всё ещё стояла жаркая, грязи не было, так что вездеходность нашей Мазды даже толком и проверить было негде.

Проехав (Малый) Куналей, вскоре были уже в Бичуре. Въехали в село и испытали, как у нас было принято говорить, бескультурный шок - кругом большие каменные дома, чуть ли не светофоры на улицах... в общем, глухоманью и не пахнет.

Бичура - село огромное, до 13 тыщ человек живёт. Улица Кирова, которая теперь называется "Старая Бичура" (а старинное название улицы - Подгорная), считается (бичуринцами) самой длинной в мире деревенской улицей. Может и правда. Она составлена из двух сросшихся улиц и действительно чертовски длинная.

Чтобы как-то занять нас и дать бабушкам время подготовиться и собраться, руководитель бичуринских коллективов Александр Сидорович Утенков отправил нас в местный музей.

Если честно, музей в Бичуре слабоват, по сравнению с размахом села-то. Впрочем, даже работники музея об этом говорят - в 90-е годы музей дважды обворовывали, и множество ценных экспонатов было утеряно. Конечно, есть на что посмотреть, но по сравнению с Тарбагатайским, конечно, бедновато, а если сравнивать с Куналеем или Хасуртой - нет той деревенской душевности и этнографичности.

Возле музея стоит памятник Ленину. Примечателен тем, что его поставили за месяц до нашего приезда - в июне 2011-го.




Музей Бичуры и памятник Ленину.

После музея поехали уже на встречу с бабушками. По пути нам они рассказали историю, как ехали к нам же на фестиваль (точнее, на репетицию к этому фестивалю почему-то в Улан-Удэ) и перевернулись в автобусе. Вот такие вот жертвы ради искусства. С тех пор одна из участниц ходит с палочкой, да и то еле-еле - вообще не хотела ехать, еле уговорили.

Встречу с местными бабушками Александр Сидорович решил устроить на берегу речки, на открытом воздухе - погода позволяла. Правда, место оказалось уже сильно загажено отдыхающими - но что делать, альтернативы не было. И так хорошо всё прошло.





Как и в Хасурте, здесь нас в общем-то никто не знал, и какое-то время пришлось знакомиться. Сразу же нашёлся общий знакомый - Лёша Тайлашев, с которым мы периодически сталкиваемся на различных около-фольклорных мероприятиях; например, на юбилее Михалыча. Он мало того что бичуринец, так ещё, как оказалось, воспитанник Александра Сидоровича.

Встречались мы с ансамблем "Воскресенье"; оказывается, это не единственный руководимый А.С. ансамбль. Кроме "Воскресенья", у него под командованием есть ещё коллектив "Старая Бичура", где чуть ли не ещё более старшие бабушки поют; а также есть и более "молодёжные" коллективы. Но ни с кем больше нам встретиться не удалось, слушали только "Воскресенье".

Несмотря на 70-80-летний возраст, бабушки весьма активные и неутомимые; записали у них много песен. Манера немного отличается от других сёл региона; чем, сказать пока не могу, но гармонии там другие.

Костюмы в целом похожи на куналейские и хасуртайские, только бабушки в старушечьих повязках, без кичек.




Даже после марафонской встречи, во время которой "Воскресенье" успело и лирику попеть, и жестокие романсы, и под частушки поплясать, бабушки не думали успокаиваться и всю дорогу до дома распевали песни в автобусе. Всем бы такое здоровье под 80 лет.

Хотелось бы, конечно, и на другие коллективы посмотреть, и с "Воскресеньем" пообщаться в более домашней обстановки, но у Александра Сидоровича и без нас была куча дел. Так что он нас сдал в детский лагерь на ночёвку и умчался.

На вечер мы были предоставлены сами себе. Но в общем и это время прошло не зря - мы пообщались с местными детьми, которые тут же стаей налетели на наш запылённый коллектив.

Дети помогали нам таскать вещи, ставить палатки и вообще клубились кругом постоянно, хотя видели нас впервые. Вроде бы часть из них уже была в непростом подростковом возрасте, который уже не подразумевает детскую наивность, и тем не менее все как-то вместе клубились - и 14-летние, и 8-летки.

Показали им фотографии и видео, записанные в экспедиции; на местных фотках тут же были опознаны знакомые и родственники. Конечно, в основном им была интересна техника, которую многие видели впервые - компьютеры-ноутбуки (они знакомы, как ни странно, почти всем), зеркальные фотокамеры, видеокамеры и всё такое; но в общем-то и про песни и про бабушек всё посмотрели с большим интересом.

Что характерно, после настоящего мамаева набега детишек у нас ничего не пропало.

Среди городской детворы сейчас такой незамутнённости и наивности не найти. Если такая детвора попадёт в руки толковым учителям, из них можно получить очень хороших людей; и наоборот. Очень многое зависит от среднего поколения, как раз примерно нашего - 30-50 лет. С бабушками детворе общаться тяжело - разные ритмы жизни, да и интересы уж больно сильно разнятся. А "взрослое" поколение в общем-то и про всякие гаджеты поговорить может, и научить всякому. Нужен пример таким детям; хорошо, что в Бичуре в общем-то есть с кого брать пример.

В первый раз в экспедиции мы жили с отрывом от цивилизации, в палатках, готовили на газовой плите, разве что воду брали в лагерной кочегарке. Но в общем можно было и из речки брать, она рядом протекала.






На этом бичуринская часть экспедиции была фактически закончена.

>>> К части 5 - Читинская область, Красночикойский район >>>

К странице экспедиции

люди, староверы, Бичура, забайкалье, поездки, размышления, экспедиции, коллективы

Previous post Next post
Up