Лет десять назад в нашу страну из западных стран пришло такое модное поветрие в отношении воспитания детей - естественное родительство. Вместе с
теорией привязанности и многими другими теориями, ЕР встало на защиту прав младенца. ЕР предполагает огромный спектр частных моментов взращивания младенца: начиная с мягких, естественных родов (порой роды дома, с доулой и т.д.), ношения в слинге, кормления грудью по требованию, долгокормление, совместный сон, высаживание с рождения, педагогический прикорм, отсутсвие манежей, ходунков и практически полная свобода действия, закаливание и т.д.
В самом начале своего материнсвоа мне в руки попалась книга Никитиных "Мы и наши дети". Насколько я поняла, Никитины были первооткрывателями пути ЕР для советских родителей. Например, по их инициативе в роддомах стали сразу же прикладывать младенцев к материнской груди, а не через 2-3 дня. Мне их подход тоже близок.
Я не могу сказать, что все пункты из списка ЕР-родительства я выполняла на пятерку. Да мне это было и не надо. Поэтому напишу пару строк про наш опыт ЕР.
Мягкие роды. К родам я готовилась. Тренировала дыхание, делала гимнастику, настраивалась психологически. Но рожала в РД. Мне повезло, а может сказалась подготовка, но роды прошли просто волшебно по роддомовским меркам.
Ношение в слинге. Когда я узнала про слинги, то сразу загорелась. При том, что дочка в самом начале была совсем не ручная - спокойно лежала в кроватке и спала на прогулке в коляске. Мне кажется, слингоношение нужно было больше мне. Это что-то из детства, наверно. Какая-то компенсация. Носила дочку в слингах я примерно до года. В какой-то моент почувствовала, что спина уже не выдерживает, вены на ногах побаливают. Поэтому слингопенсия у нас наступила достаточно рано. Мой вывод - слинг отличная вещь для прогулок, поездок, когда не удобно с собой тащить коляску или когда ребенок отказывается сидеть в коляске.
Кормление грудью по требованию. Еще будучи беременнной я очень хотела кормить дочку грудью. Молока пришло много, очень много. Первое время были проблемы с застоями и лактостазами. Поскольку в моем окружении вообще не оказалось кормящих или кормивших мам, помочь в этом вопросе было фактически некому. Порой я была в отчаянии. Про ГВ-консультантов я тогда не знала. Но, как бы там ни было, ГВ мы сохранили и с трех месяцев кормились без проблем.
С психологической точки зрения до года я просто балдела от ГВ. Иногда усталава от слишком частых прикладываний, конечно. Но мыслей об отлучении вообще не было.
Долгокормление. Однако, ближе к двум дочкиным годам я стала ощущать сильное раздражение от ГВ, от частых прикладываний, долгих зависаний. Поэтому стала постепенно сворачивать дневные прикладывания, длительность кормлений и т.д. Сейчас дочке 2 г 2 мес. и кормится она вокруг снов и под утро. Если честно, я бы хотела уже завершить нашу ГВ-историю. Думаю, это что-то про сепарацию, про постепенное отделение ребенка от мамы и мамы от ребенка. Наверно, у ребенка этот процесс идет как-то по-своему. Я же со своей стороны стараюсь его ускорить.
Мой вывод - кормить грудью необходимо. Как минимум до 6ти месяцев или до года. Дальше уже сложнее отлучить, а раздражение у мамы накапливается. Я раньше не верила, думала со временем ребенок сам про грудь будет забывать и мы плавно отлучимся. Но как она стала еще до года, месяцев в 7, привязываться к груди, так со временем привязанность только росла. Общаясь со знакомыми мамами, я поняла, что ГВ у всех складывается очень индивидуально. И универсальных рецептов здесь нет.
Совместный сон. Сперва Поля спала в своей кроватке. Я кормила её сидя, она засыпала и я клала её в кроватку. Месяцев с 6ти-7ми, когда полезли зубы, Поля плавно перекочевала в нашу кровать. Потом мы сняли бортик у кроватки и приставили её вплотную к нашей. Объяснили Поле, что вот папино место, вот мамино, а вот Полинино. И она с легкостью это приняла, сама всегда ложится в свою кроватку. Однако под утро все равно перебирается ко мне под бочек. Думаю, что с завершением ГВ Поля без проблем отселится в свою кроватку.
Высаживание. Впервые о высаживании прочитала у тех же Никитиных. И совсем не вдохновилась. Первое время мы немного голопопили. Ребенок писал очень часто. И я не могла себе представить, чтобы так часто держать её над тазиком. Кроме того, она много какала - практически после каждого кормления. Без одноразовых подгузников я бы с ума сошла все стирать.
Поэтому высаживание мы не практиковали и до года дочка всегда была в подгузнике. А вот после года (вообще во многом переломный момент) меня стал раздражать переполненный, неприятно пахнущий подгузник на дочке. Купили многоразовые подгузники. Но пользовались ими не долго. Потом наступило лето и я сняла с Поли подгузники. Стала высаживать её под кустики, каждые полчаса старалась посадить на горшок или на накладку на унитаз. Сперва на горшок она ходить не хотела, зато с накладкой все сложилось сразу, потому что "как мама и папа".
С переменным успехом к двум годам дочка стала стабильно проситься на горшок. Ночью давно уже спим без подгуза. Спокойно терпит до утра при том, что под утро может зависать на груди.
Мой вывод - не вижу ничего плохого в подгузнике для совсем маленьких детей (до года). Но считаю, что после 1-1,5 пора уже снимать. Конечно, лужи и уборка в таком случае неизбежны. Но именно возраст от года до двух очень важен в плане освоения личной гигиены. Кроме того, где-то читала, что это важно в плане развития речи и важно не упустить момент.
Педагогический прикорм и интуитивное питанние. Свой первый кабачек Поля попробовала в 5,5 мес. До 6ти мы не дотянули, т.к. у ребенка был огромный интерес к еде. После удовлетворения первого интереса, прикорм у нас был весьма вялотекущим. Вообще долгое время, до года или чуть больше, основу Полиного питания составляло ГМ.
Мне не очень импонировало кормить ребенка из банок. Просто потому что не понятно, что все-таки туда положили. Например, от куриного пюре "Бабушкино лукошко" явно разит бульонным кубиком. А готовить пюре отдельно для ребенка мне было лень. Хотя бы потому что, чаще всего, все мои старания отправлялись в помойку.
Педагогический прикорм мы практиковали. Но это все было не про еду и насыщение, а про удовлетворение интереса к тому, что едят взрослые.
Сейчас Поля все еще любит есть из наших тарелок и сидеть у мамы, папы на руках во время трапезы. Ест в целом мало. Но я очень и очень осторожно и внимательно отношусь к питанию ребенка. Предлагаю несколько блюд на выбор. Если Поля хочет что-то специальное, типа пельменей, стараюсь эти её желания исполнять. Не хочет есть - не заставляю. Тут у нас полная демократия.
Свобода. Мне весьма близок подход воспитания свободой. Когда ребенок имеет возможность изучать окружающее пространство. Например, я никогда не запрещала брать Поле ножи. При этом проговаривала, что они острые и что нужно быть с ними аккуратной. Сейчас любимое дочкино занятие - доставать из подставки и ставить обратно кухонные ножи.
Стараюсь привлекать Полю по мере сил ко всем домашним делам. Чистить лук или яйца, с моей помощью чистить и резать овощи, типа картошки, что-то перемешивать или насыпать.
Закаливание. Стараюсь по крайней мере не кутать ребенка. Ночью часто у нас открыты окна и дочка всегда спит голышом. Дома ходит босиком и часто в одних трусиках. Больше ничего в плане закаливания мы не делаем. Но я надеюсь, что это тоже вносит свой вклад в укрепление организма.