Детская философская литература. Оскар Бренифье

Nov 11, 2012 16:24




Сегодня мы начнем рассказ о детской философской литературе.

Годом рождения философской литературы для детей стал 1969 г., когда профессор философии Мэтью Липман предложил ввести в американской школе курс по философии на основе специально разработанных рассказов для детей, направленных на то, чтобы пробудить в них самостоятельные размышления о философских проблемах, благодаря обсуждению этих текстов в группах.



Сегодня хочется познакомить с быстро полюбившимся в России французским философом-практиком и писателем Оскаром Бренифье. Он является экспертом ЮНЕСКО, основателем и директором Парижского института практической философии, один из основоположников теории и практики философского консультирования. Его книги переведены на 30 языков мира. За яркие и будто объемные, созданные художником Жаком Депре на компьютере иллюстрации, книги получили название «Философия в 3D». Книги Бренифье на русском языке опубликованы издательство детской литературы Clever всего год назад, но суммарный тираж его книг, проданных в России, превысил 60000 экземпляров! Возможно от того, что их с удовольствием и интересом читают не только дети, но и взрослые. Оскар во множестве интервью и на публичных встречах не раз сам делал акцент на то, что эти книги написаны им, чтобы, в первую очередь, создать условия для диалога в семье.

О современных детях. И как быть нам, родителям?
- Сейчас родители увлекаются детской психологией. Читают книжки, ходят на консультации, думают о том, что чувствует ребенок. Раньше все было проще - провинился - наказали, как мама сказала - так и будет. В чем будет отличие современных, выращенных «с умом» детей от нас и наших родителей?
- Изменилось то, как мы думаем. Мы видим различия между людьми, различия между детьми. И, возможно, это и есть тот вызов, который мы бросаем на сегодняшний день родителям, и это цель книг, которые я пишу. Позволить родителям знать, что та разница и различия, которые у них есть с детьми могут сильно обогащать их жизнь вместо того, чтобы рассматривать её с негативной точки зрения. Но вопрос в том, как с этим работать, как принять тот факт, что есть вещи, которые мы говорим детям, а есть вещи, которые мы спрашиваем у детей. Поэтому я думаю, что быть родителем сегодня - это более сложное занятие, и было проще до этого, была идея передачи и меньше идеи диалога. Многие родители не практикуют диалог, а те родители, которые не практикуют диалог, у них будут проблемы с детьми, потому что диалог сейчас составляет фундаментальную часть нашего общества.
<…> Надо просто понять, какие они наши дети? Почему они такие? И самая главная проблема в том, что многие родители не хотят этого делать. Они предпочитают не знать, кто их дети. Из-за лени, или из-за страха. Так что я опять говорю, что родителям необходимо работать над собой. Это лучший пример, который можно дать детям.
[Из интервью для периодического издания «Комсомольская правда».]

Родительский взгляд на работы Оскара:
«Почему я это делаю?» Перестаньте спешить. Остановитесь и сядьте. Сядьте и просто поговорите о глупых вещах, о вашем существовании. Это идея Серена Кьеркегора. Он задается вопросом, почему люди так много заботятся о своих домах и так мало о себе…» (Оскар Бренифье)
Мы каждый день решаем, как поступить в той или иной ситуации. И дети наши каждый день принимают решения. Оскар Бренифье помогает и нам, и детям учиться видеть ситуацию с разных сторон, а значит принмать решения осознанно и ответственно. Ведь нет однозначно "хорошо" или однозначно "плохо". Жизнь нам подкидывает нюансы и оттенки. И что русскому хорошо, то немцу смерть, в одной ситуации хорошо, в другой может оказаться совсем неправильным. Нельзя ведь навязать абсолютно правильные алгоритмы на всю жизнь. Как учить детей - здесь есть над чем подумать, и книги Оскара дают нам материал для диалога и размышления.
[По материалам статьи о феномене Оскара Бренифье.]

Оскар о структуре своих книг в беседе с «профессиональными философами»:
Здесь важно не содержание, а структура. Я беру одну тему, формирую в ней шесть проблем, которые формулируются в виде вопросов. А потом предлагаю несколько разных гипотез, и каждая гипотеза проблематизируется. И ребенок сам должен найти ответ. И это структурирование мышления. Конечно, я использую свои знания в области философии: чтобы сформулировать гипотезы и т.д. Но также я использую жизненный опыт, примеры того, как мыслят дети. Методология мышления для меня наиболее фундаментальна.
<…> Одна из главных моих задач в России - пропагандировать философию как диалог. И это одна из целей философских консультаций. Мне очень нравятся Макаренко и Выгодский, их концепт социального сознания.
[Из интервью для журнала современной философии «Сократ».]

О семейном чтении:
Книги Оскара Бренифье ставят своей целью вложить в сознание ребенка основы тех вещей, подтверждение которым он будет видеть всю свою взрослую жизнь и которые будут укрепляться и расширяться с приобретением опыта. В России с ее богатой литературной традицией всегда считалось, что все это ребенок получает с чтением художественной литературы. Однако отличие книг Бренифье - это донесение этих идей, базовых философских оппозиций (единое и множественное, конечное и бесконечное, живое и мертвое, добро и зло и др.) в концентрированном, а не растворенном и опосредованном виде - что мы в избытке имеем в багаже мировой литературы.
Но мир меняется. И для сохранения и возрождения традиции семейного чтения такие книги будут незаменимы.
[По материалам "МК".]
Подробнее беседу о судьбах детской литературы в России и Франции можно прочитать здесь.
В нашей библиотеке вы сможете найти многие из переведенных на русский книг Оскара Бренифье. У нас же, в иностранном отделе, есть один подлинник на французском- [«Добро и Зло”].

Приходите читать с родителями, а также обсуждать затронувшие вас идеи со сверстниками в философском клубе в нашем отделе!

это интересно..., авторы, преподавателям, книжная полка, лабиринты мышления

Previous post Next post
Up