злой русский сервис

Aug 25, 2011 19:36

про советских продавщиц слагают легенды. мое детство пришлось уже на излет существования советского союза, однако, образчики дивного, дивного хамства помнятся и мне.
коммерциализация и приватизация всея руси помогли, но лишь отчасти. все-таки, в модных бутиках и салонах конкуренция делает свое доброе дело: все прекрасно понимают, что бутиков и салонов нынче больше, чем собак нерезаных, и девочки в этих заведениях весьма милы, даже чаю наливают.

однако, там, где конкуренция не так сильна, злой русский сервис разворачивается во всю ширь.
кто из нас с вами не стоял в дикой очереди за каким-нибудь документом, кто из нас с вами не занимал очереди в четыре утра, чтобы получить какую-то очередную бумажку, которой подтерлась родная отечественная бюрократия?

...вот, сегодня стояла я в очереди за одной незначительной бумажкой в течение семи часов, и у меня было достаточно времени подумать.

думала я о несчастной бабке, которую как-то на моих глазах из подобной бюрократической очереди увезли на скорой - сердце хватануло. размышляла о парадоксе традиционно гигантских очередей в сбербанке. вспоминала о том, как трижды теряли мои документы, когда я оформляла землю в собственность, а когда я пришла за объяснениями, чего теперь делать дальше, если бумаги проебаны - и меня вынесли из кабинета на матах так, что пришлось на матах же и зайти обратно, помянув всех присутствующих добрым словом и громко. удивлялась тому, что редко возле какой бюрократии найти можно хотя бы несколько стульев, чтобы народ смог присесть, пока ждет часами...

в том же сбербанке, не к ночи будь помянут, заметила парадокс. в новом офисе, что на месте бывшей фадеевской библиотеки, все достаточно цивильно, и персонал добрый. электронная очередь, диванчиков вдоволь, автоматы с баночками напитков стоят. и везде красуется надпись: "клиент всегда прав!" угу, а прямо напротив стойки - бросающаяся в глаза роскошная темная дверь под потолок с огромными буквами "WC", куда вход - только персоналу по специальным карточкам. после китая с его чистыми (!) бесплатными (!) сортирами на каждом шагу это все-таки несколько удивляет, и фраза: "клиент всегда прав!" выглядит уже как-то и неубедительно.

или вот еще свежайший пример. летим самолетом владавиа из пекина во владивосток. стюардессы бегают, наушники разносят, конфетки. а мне пить хочется ужасно, аж тошнит. ну, меня в самолетах всегда так накрывает: как только взлетаем - так сразу пить хочется. дождалась я, пока высоту наберем - и прошу, значит, стюардессу стакан воды мне принести. та разворачивается и гаркает: "сейчас, что ли??? подождите, не умрете, видите - мы работаем!". в смысле, она так занята беганием туда-сюда, что просьба принести стакан воды выглядит моветоном из моветонов. а если бы мне плохо стало и надо было бы таблетку запить?

так вот, о чем я размышляла-то, собственно?
вот о чем.
вот мы, славяне - вроде бы приветливая, гостеприимная нация. по крайней мере, если сравнить с западными странами, то у нас традиция гостеприимства и доброго отношения как-то более развита. однако, как только дело доходит до сервиса - ну, как будто подменили. сервис русский - хмурый, злой, иногда даже с садистскими наклонностями из серии: "а вы посидите, подождите, не умрете".

в чем кроется причина такого парадокса?

я думала-думала...
вспомнила китаянку, с которой не так давно общались в пекине, она рассказывала о том, что работать в сервисе для китайца - это почетно, потому что такая работа подразумевает умение ладить с людьми и делать им хорошо, комфортно и быстро. и удивлялась тому, что русские студенты за рубежом идут подрабатывать официантами - и делают это с большим отвращением, чаще всего.

может, мы, славяне - настолько горделивый народ, что работа в сервисе для нас - ниже своего достоинства? поэтому и весь сервис у нас в стране такой - колючий, суровый, неудобный и злой?

больше я ничего так и не придумала...

образ жизни, страна расея, вопрос

Previous post Next post
Up