Хочу поделиться с вами записью,которая единственная кажется мне КОНСТРУКТИВНОЙ в потоке записей последних дней.
Мы все (ну или почти все) читаем и многие сильно переживают из-за того,что происходит. Из-за того,что друзья делятся на "тех" и "этих". ИЗ-за того,что вдруг оказывается,что люди, с которыми прекрасно общался не один год высказывают такие мысли,что непонятно,можно ли с ними общаться дальше....
Я очень благодарна за эту запись. Собственно,единственное,что можно сделать-это покопаться в себе...еще раз:).
Комментарии тоже интересные там.
Оригинал взят у
writing_cures в
о ценностях, которые подразумеваются в "оскорбленных чувствах"Мои гражданские чувства - чувство справедливости, уважение к суду и органам охраны порядка, вовлеченность в демократический процесс и т.п. - были глубоко оскорблены (в очередной раз) вчерашним решением Хамовнического суда. Хотя я никогда не взаимодействовала с теми, кто выбрал для себя политический эпатажный перформанс, я чувствую, что у нас с ними сходные ценности, предельные смыслы (ради чего мы делаем то, что делаем), но разная форма реализации этих целей, разный стиль.
Для меня все это - повод для рефлексии, и, соответственно, я прибегаю в этом к письменным практикам. За эти несколько месяцев, благодаря девушкам из ПР, мне стало понятно, что многие мои убеждения и верования, на самом деле, не полностью "мои". И за это я очень им благодарна. О некоторых моментах я просто не задумывалась и не формулировала свою позицию; какие-то другие моменты я сформулировала для себя лет пятнадцать тому назад, и с тех пор не пересматривала, несмотря на исключительно важный жизненный опыт, полученный с тех пор. Я ощущаю в их выступлениях - и до суда, и в суде - мощный призыв задуматься, пересмотреть свое мировоззрение, решить, возможна и нужна ли его внутренняя согласованность, и начать действовать в гармонии со своими ценностями. Я веду много диалогов с "голосами"/позициями Нади, Маши и Кати. Мне не трудно воспринимать их как невстреченных друзей и обращаться к ним в соответствующем тоне. Пока еще мне не удалось вступить таким образом в диалог с "голосом"/позицией их обвинителей и судьи; но я точно знаю, что "внутри меня" такая позиция где-то обязательно есть. Презрение к инакомыслящим, их обесчеловечивание, стремление наказать, как будто наказание когда-либо было кому-то полезно. Я уже давно "выслеживаю" в себе эту позицию и стараюсь заменить ее чем-то более человечным. Это как в "Драконе" Шварца, если вы понимаете, о чем я. В дистопическом гибриде "Дракона" и "Трудно быть богом" Стругацких.
Выйти или не выйти на площадь - что это значит для меня? Что в этом - моя внутренняя правда, за которую я готова стоять, а что - отговорки и увиливания, желание отмахнуться и чтобы оставили в покое? В какой момент заканчивается "благоразумие" и начинается "малодушие"?
Мой выбор - принадлежать или не принадлежать к какой-либо религиозной конфессии - как он сложился? Что ему способствовало? Как этот выбор сейчас воплощается в моей повседневной жизни? Что в разных религиозных конфессиях мне симпатично?
Если мои чувства где-то и когда-то были оскорблены, как я могу отреагировать на это? Какие формы реагирования нравятся мне больше, а какие - меньше? Почему?
В каких случаях я поддаюсь соблазну оскорбить чьи-то чувства (или принимаю осознанное решение это сделать)? Какие последствия этого я предвижу? Как на меня обычно влияет (или не влияет) представление последствий?
Если я считаю, что тюрьма - это язва на теле человеческого общества, и не верю в эффективность наказания для модификации поведения, какие альтернативы тюрьме и наказанию я вижу?
И, наконец, если я чувствую, что, читая новости, я становлюсь свидетелем насилия, как я могу защитить себя от чувства беспомощности, паралича воли, ведущего к болезням души и тела? Я уже
писала об этом в контексте свидетельствования чрезвычайным ситуациям , но мне кажется, что в нынешней ситуации это тоже актуально. В
этом посте - четыре блока вопросов: о том, что произошло и чему в вашей жизни оно угрожает; о том, чего мы боимся больше всего; о том, что именно в поступках других людей вызывает у нас уважение; о том, какие оценки происходящего оскорбительны, и почему, и что этому можно противопоставить.
Надеюсь, кому-нибудь пригодится.