Посмотрела фильм "Поп". Уууу, давно я так не плевалась. Вот в ЖЖ поплююсь.
На самом деле, известные скептики бы прекратили просмотр уже после начальных титров "Первый канал, Русская Православная Церковь, ОАО "Газпром" представляют..." Но я не считаю, что по заказу снимают только плохое кино (Эйзенштейн же снял "Александра Невского"!), и поэтому просмотр продолжила.
Тем более что тема, на мой взгляд, интересная. Судьба священника в грозное для страны время Великой Отечественной войны. Он находится в оккупации, немцы предлагают священникам возрождать на оккупированных территориях православие (понятно, с какими целями). Герой фильма был из тех, кто согласился на такое сотрудничество. О сложном этическом выборе, о сохранении себя и веры в ситуации "меж двух огней", о возрождении церкви, о личном подвиге человека - обо всем об этом можно снять хорошее кино. А получилась... клюква в сахаре (как обычно). Получилось так, что проникновенная и хорошая актерская работа Сергея Маковецкого тонет и захлебывается в остальном историческом глянце (не хочу говорить слово "гламур"), который навели режиссер и сценаристы.
Я, конечно, не историк и не участник описываемых событий, но есть определенное недоверие к тому, что показывают мне на экране в качестве исторического бэкграунда. Светит солнышко, вокруг зеленая травка, русская деревенька, бегают веселые дети. Периодически в деревне объявляются немцы, похожие не на представителей огромной армии Вермахта, а на туристов-гопников. Ходят 3-5 человек по деревне и фотографируются со всеми, периодически занимаются какими-то хулиганствами, зачем-то ночью на качелях катаются. Потом они куда-то деваются. Периодически появляются русские солдаты (на побывку, не понимаю, как они могли вообще там появляться, это же оккупация!), иногда набегают партизаны. Партизаны выглядят какими-то совсем уродами, в церкви - стреляют. Сцена, где партизан убивает немца, запомнилась зверской пьяной рожей партизана и ясными голубыми глазами немца. Угадайте, на чьей стороне были мои женские симпатии, и подумайте, должно ли так быть, на самом деле... Дети, сбежавшие из Ленинграда, оставшиеся сиротами, выглядят ангелочками, а совсем не покореженными судьбой несчастными, которым нужна помощь. Опять же, мороженое на столе у священника, привезенное немецким офицером... Это война - трагедия народа??? На фоне такого буколического изображения деревни в оккупации весь подвиг души священника становится каким-то никчемным и как-то дискредитирует себя. На фоне этого же буколического изображения войны все трагические сцены выглядят пафосно и аляповато (думаешь, а чего это они тут вдруг?). :) И главная, вроде бы, идея фильма - возрождение веры (в сложный и трагический период истории) как-то не находит себе подтверждения в итоге. Священник на своем жизненном пути сталкивается и с большевиками (эти показаны, конечно, же жуткими мерзавцами), и с партизанами и жителями деревни, которые относятся к попу без энтузиазма и доверия, порой довольно агрессивно. Самыми приличными людьми в фильме оказываются немцы, которые в фильме относятся к попу уважительно и почтительно. Какой из этого можно сделать вывод? ;) Всех с днем 65-летия Победы, ага. А еще есть эпилог, где в 1979 году можно наблюдать "молодое поколение", которое тоже показано полу-гопниками, которым, конечно же, не до духовности и прочего. За что боролись, непонятно.
В общем, тоскую по "Андрею Рублеву". Или хотя бы по фильму "Молодая гвардия".
Резюме. Непонятно, для кого снят фильм. Те, кто относятся скептически к РПЦ, найдут слишком много поводов для еще большего скепсиса. Те, кто бережно относятся к истории войны, да и вообще к отечественной истории, будут "плеваться" еще больше, чем я, причем нецензурно. Верующим, быть может, и понравится такая "сахарная" история. Но, по-моему, вполне очевидно, что даже "Остров" лучше. Да, наверное, этот фильм понравится тем, кому почему-то нравится "Адмиралъ", но учтите, что Хабенского и Боярской здесь нет. :)
Зачем я это все пишу? А потому что количество ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ рецензий на фильм, найденных в Интернете, подозрительно превышает количество отрицательных. Я не понимаю, где эти зрители нашли в фильме "эмоциональный накал", "историческую достоверность", "трагедию народа". Ну, покажите же им, наконец, нормальное кино, где все это действительно будет! Брр.
Upd. Удачно "заела" послевкусие, оставленное фильмом, просмотром фильма "Конформист" Бернардо Бертолуччи. Рекомендую.