Вчера разбирала архив тетрадок - что-то выкинуть, что-то оставить - и обнаружила тетрадки более чем 10-летней давности, когда я ходила в школу в 1,2 и 3 класс. В начальной школе я не могла похвастаться идеальной успеваемостью, была в твердом середнячке. Потому что по основным предметам выходили четверки.
Вчера, пролистывая тетрадки, я не без удивления заново обнаружила,
за что я их получала.
Предлагаю оценить:
"4" стоит за работу по математике - идеально выполненная работа (все примеры решены и аккуратно выписаны), но только в заголовке сначала было написано "упражнение 399", а потом ребенок спохватился, увидел, что неправильно, и исправил "9" на "1" - ведь задавали-то 391 упражнение! Исправление - 4.
"4" стоит за работу по русскому языку, выполненную дома - переписан текст, подчеркнуты члены предложения, все задания выполнены верно (ну по крайней мере, у учителя претензий нет), только не очень аккуратно написана буква "а" на месте орфограммы - хвостик маленький - и в слове "вьются" вставлен "ь" - я его забыла, а потом вставила. Исправление и помарка - 4.
Вообще, конечно, русский язык меня "порадовал". Грамотность у меня всегда была довольно высокая, кто-то даже мне говорил о врожденной грамотности. Поэтому орфографических и пунктуационных ошибок в работах 2-3 класса у меня практически не встречается.
Однако "4" очень много - я сейчас даже не всегда понимаю, за что. Вот заголовок работы. Ребенок по невнимательности начал писать "Д" и зачеркнул, написав "Классная работа" - 4.
Заголовок "Домашняя работа" висит в конце одной страницы тетради, а упражнение на другой. Упражнение, между прочим, на распределение слов по трем склонениям русского языка. А вы всегда справлялись с этим заданием? А во 2-3 классах? Не, я просто знаю, что этот пункт кашей лежит в голове у многих школьников (по моему репетиторскому опыту). Мое задание выполнено без единой ошибки (ну, хорошо у меня было с русским языком! не то что с математикой ;) ), но стоит "4".
В одной работе стоит "4" за то, что все эти суффиксы, приставки, корни были отмечены - да, карандашом, как и требовалось - но (!) не заточенным карандашом!
И последнее, что меня даже улыбнуло.
"4" стоит за диктант, в котором нет ни одной орфографической ошибки, но в словосочетании "не делитесь" - "л" исправлена учителем на "р". Но ведь ребенок мог действительно услышать "л", тем более что в классах шумно бывает довольно часто.
В связи с этим возникает несколько размышлений.
Гм. Я знаю, что грамотность довольно редко встречается, русский язык - один из самых сложных предметов в школе. Если при этом у меня стояли "четверки", то как же учились все остальные??
При таких драконовских методах я не удивляюсь тому, что дети начинают школу ненавидеть, и я очень удивляюсь тому, как мне удалось НЕ ВОЗНЕНАВИДЕТЬ русский язык, а вполне продолжить им заниматься (и все мы знаем, к чему это привело в итоге :) ).
Причем ребенок не дурак же. Он понимает, что ему оценки за какую-то фигню ставят. Точнее, он не очень понимает, за что ему их снижают - я помню, что я просто приходила из школы и начинала реветь. Потому что учиться хочется хорошо, а как - непонятно.
С одной стороны, я понимаю, что от нас требовали идеала: и по форме, и по содержанию. Но с другой стороны, это все так убивает живой, искренний и неподдельный интерес к предметам, что думаешь - а к чему это?
P.S. У нас, к сведению, был лучший преподаватель среди педагогов начальной школы, отличник народного образования. И вообще я училась в одной из лучших школ города, так что здесь не может идти речь о качестве образования, а скорее, нужно говорить о советской традиции: в нашей школе было тогда много старых преподавателей.