Сижу я как-то, слушаю новости из Эстонии...
Языковой вопрос - один из самых острых в Эстонии в области национальной политики. Вот и две недели назад в Нарве разгорелся очередной конфликт на почве знания эстонского языка, на этот раз речь шла о директорах школ, которые его не знают. В принципе, сама история не удивительна, скорее удивляет масштаб: конфликт вышел на уровень города и отдает уже прям шекспировскими страстями в духе Монтекки и Капулетти. Чего стоит заголовок на Дельфях
«Нарва против Языковой инспекции - город не собирается увольнять директоров, учреждение не сдается».
Не секрет, что в Эстонии действует Языковая инспекция, т.е. специальная контора, которая наведывается в разные учреждения и проверяет знание эстонского языка у сотрудников. Если сотрудник не соответствует нужному уровню, к нему предъявляют всякие санкции, вплоть до увольнения. Так вот где-то около года назад эта инспекция решила проверить директоров школ (и гимназий) в Нарве. По итогам проверки выяснилось, что 3 директора ее не прошли (всего в Нарве 10 школ). Предписание гласило - либо пусть сдают экзамен (успешно), либо уволить (в обязательном порядке), а если нет, то штрафы и еще раз штрафы. Надо сказать, что сразу увольнять бы никто и не стал - но просто уж сколько раз твердили, а им хоть кол на голове теши. Проверок было много, каждый раз заканчивалось невыполненными рекомендациями, а теперь вот дошло до предписания уволить. И вот тут город (!) встал на защиту директоров - Нарвская горуправа подала в суд на Языковую инспекцию, мол, превышаете полномочия, может, мы все-таки сами решим, увольнять или нет?
Маленькое примечание
Если что, речь не идет о том, что директора не говорят по-эстонски. Речь идет о том, что они не говорят по-эстонски на уровне С1 (это самый высокий уровень, и по закону все люди, занимающие руководящие должности в Эстонии, обязаны им владеть). Для сравнения, я (не-носитель!) оцениваю свой уровень на нечто среднее между В1 и В2 (С1 - следующий), читаю и слушаю свободно политические и экономические тексты (бытовые темы - это само собой), плохо читаю художественные. Очень часто можно слышать, что на С1 не каждый эстонец сдаст, не знаю, правда, или нет, но он действительно довольно сложный, по-эстонски надо говорить свободно на совершенно любые темы.
Так вот. Суд. Прошел год. Суд объявил свое решение. Выиграла Языковая инспекция (естественно! ибо Dura lex). Суд соответственно посчитал, что Языковая инспекция действительно вправе требовать увольнения директоров. В ответ на это Нарвская горуправа возмутилась и сказала: «Ну и что! А мы все равно не будем их увольнять. Нас как работодателей наши директора устраивают!» Языковая инспекция тоже не хочет сдаваться, тем более что, помимо всего прочего, все ей давно должны штрафы за языковую неустойку, так сказать. (Вольный пересказ сборной солянки газет, ну, вот
этой и
этой, например)
Чем все закончится, я не знаю. Но как ни странно, я совсем не про это.
Так вот сижу я, слушаю новости. А там как раз про всю эту катавасию.
И причем так яро и эмоционально (новость на портале
http://uudised.err.ee была).
Дали слово обеим враждующим сторонам (
вот перевод с цитированием этих чуваков, внезапно, в Комсомолке).
С одной стороны говорит представитель Нарвской горуправы (по-русски), основная мысль такова: если мы всех уволим, то развалится наше школьное образование и бла-бла-бла... мы же о детях наших заботимся!
А с другой говорит собственно начальник Языковой инспекции (по-эстонски), основная мысль такова: вообще не понимаю, почему они так сопротивляются, ведь если директора борются с эстонским языком, то как на это будут смотреть их дети, а они к концу школы должны на эстонском говорить свободно и бла-бла-бла...мы же действуем в интересах детей!
Я не знаю, кто более прав в этом споре, но кажется, он хорошо показывает, что в интересах детей можно делать совершенно противоположные вещи, а вообще думаю, что при хорошей фантазии в интересах детей можно делать все что угодно. Не так ли? Господи, и где же лежит этот кладезь с детскими интересами, откуда их выуживают потихоньку все эти толстые избранные дяденьки, чтобы потом в непогожий политический денек ими прикрыться? Похоже, что совсем не там, где бегают дети. И совсем не там, где для них что-то делается. В общем, еще немного и любой чиновник, который заботится о наших детях, будет вызывать у меня нервный тик.
P.S. Вообще-то я сначала написала пост о личной жЫзни. Потом поняла, что он какой-то очень и очень личный. Забила на личную жизнь и вместо этого написала о политике. Сейчас сижу и думаю, что, наверное, однажды ровно так поступили депутаты нашей Думы - забили на личную жизнь и ушли в политику. Что из этого вышло... В общем, не делайте, как я. :)) Но раз уж написала, то все же запощу.