В конце июня 2013 года я побывал в Китае - участвовал в Выставке новейших научных разработок и технологий России и стран Центральной Азии, что проходила в Синьцзян-Уйгурском автономном районе поочередно сразу в двух городах - Урумчи (административный центр района) и Карамай (индустриальный центр нефтедобычи и переработки на базе Карамайского нефтяного месторождения).
Выставка - повод, а основная моя цель сугубо коммерческая: продвижение на нефтесервисный рынок КНР импульсных невзрывных электромагнитных источников сейсмических волн «Енисей». Цель эта в целом (сорри за каламбур))) мной и была достигнута - завязались контакты с коллегами, работающими в области недропользования, нефтегазового сервиса и венчурного финансирования (обо всем этом расскажу ниже). А сначала надо сказать, что из Красноярска я там был не один (были два специалиста из НП «Экологический центр» - с технологией прямого поиска нефти), а всю российскую делегацию возглавлял товарищ из отдела внешних связей Сибирского отделения РАН. Были также представители горно-геологических и физико-химических институтов СО РАН (Новосибирск, Томск, Якутск) - Институт химии нефти, Институт проблем нефти и газа, Институт теплофизики, Институт угля, Институт горного дела и др. Посланцы научных учреждений стран Центральной Азии приехали из Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Рабочими языками конференции были русский и китайский. Например, текст моей презентации был заранее послан коллегам-китайцам и тщательно переведен, текст закадрово звучал во время доклада, а также был включен в книгу-каталог, представлен в общем ряду стендов-плакатов.
Кстати, если присмотреться, то на карте, напечатанной на книге материалов, можно разобрать ареалы расселения разных национальностей - сообразно плотности. Видно, что русские (красный цвет) в основном заселяют Европейскую часть, а в Азии они довольно редки. Любопытно, что китайцы уделяют внимание таким геополитическим особенностям и любезно напоминают нам о своем интересе к ним.
Выставка была организована китайцами (они даже оплачивали проживание гостей), Это мероприятие, как стало ясно из дальнейшего, явилось следствием целенаправленной политики КНР по привлечению научно-технических разработок создаваемых русскоязычными учеными России и стран ЦА - для коммерческого использования результатов НИОКР и капитализации патентов и ноу-хау.
Для этого в городе Урумчи существует специальное учреждение - Центр научно-технической и экономической информации Центральной Азии,
расположенное в академическом районе центральной части города среди мощных научных институтов.
Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая находится на северо-западе КНР и граничит с Казахстаном, Россией, Монголией, Киргизией, Таджикистаном, а также с Афганистаном и Пакистаном. Историческое название района - Восточный Туркестан, так как до недавнего времени большинство в СУАР составляли мусульмане - уйгуры, казахи и др. Площадь СУАР - шестая часть КНР, а население около 22 млн. человек. Идет интенсивное промышленное развитие района, массовое строительство и заселение его китайцами из центральных областей.
Район богат полезными ископаемыми - в т.ч. углеводородами, здесь находятся крупные нефтегазовые месторождения (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов у.в. Китая. Общая добыча сырой нефти превышает 20 млн т в год. Значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. Кроме того, месторождения нефти открыты на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 50-х годах в сотрудничестве с геологами СССР (нас попросили помочь найти советских ветеранов отрасли, работавших тогда в КНР). Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Однако сейчас добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т и дальнейший прогресс в нефтедобыче связан с расширением фронта геологоразведки, что открывает перед нами большие перспективы. Расположение месторождений СУАР в межгорных складках со сложным строением роднит их с геологическими особенностями Восточной Сибири, а это дает возможность продвижения нашей продукции (источников «Енисей» и методов обработки) именно как ориентированной («заточенной») для работы в сходных геологических условиях.
В СУАР из России напрямую можно добираться только авиарейсами - в Урумчи из Новосибирска и Москвы, что несколько осложняет контакты (особенно в случае приглашения делегации китайских коллег к нам). Но поскольку перелет до Новосибирска краток (полтора часа над горами Тянь-Шаня), в целом переезд можно совершить меньше чем за сутки. Мы прибыли в аэропорт Урумчи 22 июня, нас любезно встретили и поселили в гостиницу Академии Наук - с тем, чтобы на следующий день отправиться в Карамай. Столица СУАР Урумчи - современный индустриальный центр с населением более 4 миллиона человек (включая весь городской округ). 75% населения - китайцы.
На следующий день мы выехали в Карамай на автобусе (переезд происходил за счет встречающей стороны и занял 4 часа). По-уйгурски «карамай» - черное масло, то есть - нефть.
Месторождение открыто в 1955 году, оценка первоначальных запасов нефти 1,5 млрд. тонн, природного газа 80 млрд. кубометров. Оператором месторождение является Xinjiang Oilfield, дочерняя компания китайского гиганта PetroChina. Карамай до обнаружения месторождения Дацина был крупнейшим месторождением в Китае, сейчас занимает второе место. Добыча на месторождении началась в 1955 г., и с тех пор на нем получено 253 млн т нефти, 34,7 млрд куб.м природного газа; 143 млн т нефти были переработаны на месте. Население города Карамай, включая городской округ, около 400 тыс. жителей. Город расположен в 320 км к северо-западу от Урумчи.
Конь обогнавший ласточку - символ путешественника. (Обиженная ласточка находится как раз над головой коня.)))
Оказалось, что наш приезд в Карамай запланировали умники из синьцзянского Центра научно-технической и экономической информации Центральной Азии - как элемент пафосного открытия там только что построенного огромного выставочного комплекса. В планах руководство Синьцзяна - превращение Кармая в индустриальный центр нефтедобычи и переработки с уклоном в развитие инновационных технологий. Вновь открытый центр будет работать на эти цели. Что планомерно сочетается с массовым жилищным строительством вокруг ВЦ и преобразованием города в целом.
Таким образом, пленарное заседание конференции состояло из официальной части - открытия Выставочного комплекса, вслед за которым слово было предоставлено докладчикам. Наш доклад был третьим и произвел позитивное впечатление, после доклада я дал интервью Синьцзянскому телевидению. Затем началась стендовая сессия, где наш стенд находился в ряду других, но все заинтересованные лица получали наши информационно-рекламные материалы. Работа выставки продолжилась до конца дня.
На следующий день - 25 июня - состоялись экскурсии по предприятиям Карамая. Это - Синьцзянская акционерная компания, занимающейся обслуживанием месторождения (мы осмотрели производимую там технику для зондирования нефтяных скважин), а также Отраслевой нефтяной институт, где осуществляются физико-химические исследования нефти, кернов и других геологических образцов. Институт оснащен первоклассной техникой.
Надо отметить, что добыча углеводородов в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована (вместо отраслевого министерства появились госкорпорации). На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:
- Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). Компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами.
- PetroChina Co. Ltd. (непосредственно ориентирована и на Синьцзян). Публичная компания, листинг на бирже SEHK: 0857. (В ноябре 2007 года PetroChina стала крупнейшей по капитализации компанией мира с капитализацией около 1 триллиона долларов США).
- Китайская нефтяная корпорация по технике и разработке (CPTDC), стопроцентная дочерняя корпорации CNPC, является крупнейшей корпорацией в Китае, специализирующейся в международной торговле нефтяными, нефтехимическими материалами, оборудованием и техникой. Модернизация и заимствование технологий позволило Корпорации повысить технические характеристики и качества различных изделий, большинство среди которых достигло международного передового уровня. Для нас эта компания представляет угрозу, поскольку копирование передовых технологий вход в её задачи.
- Китайское Главное Нефтегазопроводное Управление (CPP). Созданное в 1973 г., является дочерней компанией CNPC. CPP занимается строительством и эксплуатацией магистральных трубопроводов и т.д.
Можно назвать также такие компании:
- Китайская Национальная Каротажная Корпорация;
- Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд.;
- Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.
К решению наиболее сложных наукоёмких проблем привлекается академическая наука, НИИ и КБ военно-промышленного комплекса. (Интересно, что в районе впадины Тарим, где ведется добыча на Таримском месторождении некогда испытывалось ядерное и водородное оружие.) На НИОКР в геофизической области затраты Китая составляют не менее $ 400 млн.\год, что превышает суммарные затраты американских компаний на создание новой геофизической техники. В 2010 г. государство предоставило на 5 лет 10 млрд. юаней на НИОКР в области ГИС. Это дополнительное финансирование к тому, что регулярно выделяют нефтегазовые компании на эти цели. Всё это позволило Китаю за последние 10 лет сделать резкий рывок в освоении серийного производства и оснащении национальных сервисных геофизических компаний конкурентоспособной техникой, аналогичной по характеристикам лучшим американским и российским образцам. В настоящее время китайская геофизика располагает полным комплексом геофизических методов, наземной и скважинной аппаратуры, программных средств собственного производства, аналогичного применяемому комплексу компаниями Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford. (Например, показанная нам машина для зондирования горизонтальных и наклонных скважин - на фото - аналогична технике, производимой Halliburton) При этом в КНР неизменным остается проводимый государством курс на минимальное (5%) присутствие иностранных сервисных компаний в нефтегазовой промышленности Китая. В настоящее время геофизический комплекс Китая интегрирован в крупные многопрофильные компании нефтегазового сервиса, которые в свою очередь входят в состав нефтегазовых компаний. На шельфе и частично суше работает сервисная компания COSL, входящая в состав морской нефтяной компании CNOOC. Нефтяная компания SINOPEC обслуживается собственной геофизической службой. PetroChina и зарубежные работы обслуживаются нефтегазовым сервисом, входящим в состав Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). Китайский сервис сейчас успешно работает в 28 странах мира на всех континентах и полностью закрывает внутренние потребности как на суше, так и на море. Объём зарубежного нефтегазового сервиса китайскими компаниями оценивается около $ 6 млрд.\год. Надо отметить, что китайская промышленность производит свои вибрационные источники сейсмических волн. Очевидно, что импульсная невзрывная сейсморазведка им будет интересна, но «как бы не остаться с носом?», - думал я всё время…
В тот же день мы покинули Карамай и вернулись в Урумчи, где нас поселили в отеле комплекса «Тарим Петролеум», в конференц-зале которого и продолжилась работа выставки-презентации. В Урумчи в последующие два дня события развивались по тому же сценарию - торжественное открытие выставки, доклады-презентации в ходе пленарного заседания, стендовые доклады, знакомство с китайскими компаниями, проявившими интерес, а потом познавательные экскурсии.
Но в нашем распорядке было маленькое ответвление - к нашим технологиям проявила интерес крупная геологоразведочная компания, мы были приглашены в её центральный офис для более подробной презентации с участием ведущих сотрудников. Презентации и наш рекламный фильм произвел на присутствующих очень благоприятное впечатление, - состоялся интенсивный разговор, задавалось много вопросов. Особенно партнеров заинтересовало, что подобная техника поставляется даже в США, но ни разу не попадала в Китай. Партнеры из КНР ждут приглашения для приезда к нам и ознакомления на месте - на примере полевых работ, как эксплуатируются источники.
Это я делаю доклад. А это Виктор Газизович Сибгатулин рассказывает коллегам о методах прямого поиска нефтяных залежей.
Интересно, что по результатам выступлений, судя по всему, пошли разговоры, и с нами захотел встретиться директор местного филиала крупнейшей венчурной компании КНР. Смысл этого контакта - узнать о возможности выхода компании, владеющей технологией, на Шанхайскую биржу, а также о возможности приобретения патентов и ноу-хау, которые могут стать основой для создания новой компании и продвижении её на публичный рынок. Вероятно, мероприятия, подобные этой выставке, проводятся китайцами именно для расширенного приобретения интеллектуальной собственности с целью её капитализации через фондовый рынок.
В последний день работы конференции состоялись экскурсии на высокотехнологичные предприятия округа Урумчи - мы осмотрели компьютеризированные теплицы с гидропонной культивацией растений, а также крупный завод по производству солнечных батарей. Наряду с нефтедобычей в КНР активно развивают и альтернативные источники энергии. Солнечными батареями оснащены дома и уличные фонари, что заметно и бросается в глаза (на фото - план тепличного хозяйства, гидропоника, выставка солнечных батарей, демонстрационный макет).
Поездка сопровождалась и культурными мероприятиями - были экскурсии к достопримечательностям, лазерное шоу с музыкальным
фонтаном и довольно скромные церемонные банкеты. Следует отметить социально-политический контекст мероприятия - как раз в эти дни произошел очередной вооруженный конфликт с уйгурскими террористами - 10 ваххабитов захватили полицейский участок в провинции, погибли 9 полицейских и 8 гражданских, все террористы были убиты. В связи с событиями нам отменили экскурсию на городской рынок в Урумчи.
Напряженность обстановки прослеживалась в наличие вооруженных патрулей, в конфликтах по поводу фотографирования (нежелательные кадры заставляли стирать), нас также поразило, что окна первых, вторых и последних этажей жилых зданий в массовом порядке закрыты
решетками. Но по общему впечатлению и судя по всему, политика Центра приведет к тому, что уйгуров-мусульман китайцы подавят численностью, подкупая народ большими вложениями в развитие региона. Развитие добычи углеводородов в этом регионе - элемент подобной политики. Ну, и - чтобы не заканчивать слишком уж серьезно - несколько шуточных фото...
И - до свидания!