На философском сайте ДРУГИЕ.РУ опубликовали моё интервью - о новой онтологии и прочей метафизике
http://www.drugie.ru/page/1/6021/publ/ Идет обсуждение, приглашаю поучаствовать.
Фото "Небесная икона" - сделал
в Хакасии летом 2011 года.
- Павел, что вы можете сказать о современной русской философии? Следите ли вы за её трендами? И каких наиболее авторитетных представителей можете назвать?
(Вопросы задает Алексей Нилогов.)
- Никогда еще русская общественная мысль не имела столь прекрасных условий существования. Во-первых, свобода - доступно всё информационное поле, нет никаких препятствий для выражения своих мыслей. Во-вторых, сегодня Всемирная Сеть создаёт возможности для контактов с коллегами по всему миру - позволяет в режиме online ставить вопросы и вести дискуссии. А отсюда, в-третьих. Данность интеллектуальной свободы - это вызов. Теперь не оправдаешься ссылками на идеологический контроль, мол, не печатают, зажимают. Если ты - философ, мыслитель, ты должен свою философскую состоятельность доказать публично - в открытом столкновении позиций и мировоззрений. Это стимулирует. Тем более, та же ситуация свободы открыла дорогу неадекватам и наглым выскочкам, и, я считаю сие весьма полезным и поучительным. Думаю, нынешняя эпоха перемен - лучшее время для философии. Нам дан уникальный ракурс видения: у нас на глазах разрушилась одна система отношений и возникла другая - при этом обнажилась изнанка, стали явными тайные сущности, четко выделились области неясного и нерешенного. Если человек ориентирован на познание - его это не может не радовать. Главное, как говорится, «лишь бы не было войны»...
Тренды? Тренды - волатильны. Частью - конъюнктурны и спекулятивны, частью - фундаментальны. С давних времен в философии сожительствуют две тенденции: риторическая софистика и умный поиск истины. Некоторые понимают философию как искусство создавать интеллектуальные композиции: тут можно целую жизнь писать одну симфонию, а можно всю дорогу сочинять популярные песенки. Можно даже изобрести свой музыкальный инструмент - придать необычное звучание старым мотивам. Всё такое любопытно, но более важным и значимым мне представляется поиск истины - путь рациональной мудрости. Правда, здесь философичность номинальна, зато цели конкретизированы: уяснение устройства Вселенной, понимание своего места в мировом процессе, а также понимание того, как мы всё это уясняем и понимаем. Соответственно, лично меня интересуют философские исследования, связанные с фундаментальными вопросами научного познания. Есть ощущение, что революционные изменения в науке, начавшиеся в XX веке с появлением квантовой и релятивистской физики, еще толком и не завершились. Нас ждет явление некой новой онтологии: должны измениться основы логики и математики - сформируется новая рациональность, заиграет невиданными красками научная картина мира.
И, надо сказать, российская философия здесь может отличиться - тут она вполне себе на уровне. Обстоятельства так способствовали: в послевоенный период в СССР наука выдвинулась на первый план - физики создали атомную бомбу, инженеры вывели на орбиту космические аппараты. Сообразно значимости своей, ученые заимели интеллектуальную свободу, а вместе с ними получили свободу философы, работающие в области философских проблем естествознания. У нас в большом количестве издавались общемировоззренческие работы корифеев физики, а также книги западных философов науки. Споры между Бором и Эйнштейном, дискуссия об интерпретации квантовой механики, парадоксы релятивистской космологии - всё это у нас активно обсуждалось. Здесь доминирование официозной марксистско-ленинской догматики не мешало, а, скорее, способствовало - придавало работе философа романтический ореол подпольной элитарности. Более того, на Западе позитивизм налагал на интеллектуальные поиски, пожалуй, даже бОльшие ограничения. На Западе со смертью отцов-основателей, споривших об истоках неклассической физики, философско-мировоззренческие дискуссии вообще вышли из моды, у нас же интерес к ним не ослабевал. Иными словами, традиция не прервалась и сейчас развивается с новой силой.
За последние годы в МГУ, например, прошло несколько конференций по актуальным проблемам философии физики и математики. Ежегодно выходит альманах «Метафизика. Век XXI.» под редакцией профессора кафедры теоретической физики Юрия Сергеевича Владимирова. Там делаются попытки нащупать контуры новой онтологии: вместо традиционной парадигмы «атомы и пустота» рисуется алгебраическая матрица межчастичных транзакций. Впрочем, горизонт поисков этим не исчерпывается - он достаточно широк.
Также на базе Московского университета вот уже много лет работает сетевой Институт исследований природы времени
http://www.chronos.msu.ru/rindex.html , а также постоянный семинар под руководством Левича Александра Петровича - проделана колоссальная работа, и если в науке сформируется, наконец, более продвинутая концепция временной темпоральности, то, не сомневаюсь, - вклад наших ученых здесь окажется весомым.
Достижением можно назвать и возрождение эвереттического направления в философии физики. Речь идет о квантовом Мультиверсуме, которой был в 50-е годы описан в статье Хью Эверетта и на определенной стадии поддерживался Нильсом Бором. Данную трактовку потом отодвинули на периферию физического познания, однако в начале текущего столетия в России в журнале «Успехи физических наук» появились статьи Михаила Борисовича Менского, посвященные данной проблематике, а вскоре был создан Юрием Александровичем Лебедевым Международный центр эвереттических исследований
http://www.everettica.org/index.html - стали выходить книги. Это совсем уж нетрадиционное направление поиска - здесь расхождение с классикой еще более резкое, поскольку сделана попытка определить сознание как значимый фактор в физическом мире. (Сознание позволяет даже осуществлять переход с одной ветви Мультиверсума на другую - в духе фантастического фильма «Меняющие реальность», что был снят по рассказу американского фантаста Ф.Дика.)
Сюда же примыкает научный интернет-журнал «Квантовая магия», который вот уже почти 10 лет делают физики из Черноголовки
http://quantmagic.narod.ru/ . Могу еще упомянуть Дмитрия Геннадьевича Павлова: возглавляемая им исследовательская школа - попытка понять космологию через гиперкомплексные числа. Тут, пожалуй, философской компоненты меньше всего - речь идет о метриках и моделях
http://www.polynumbers.ru/ . Но в целом все перечисленные мной направления поиска ориентированы на создание новой онтологии, принципиально иной физической картины мира. Если это не философский поиск, тогда что? Надо отметить, что обозначенные направления не периферийны, каждое связано с определенными структурами мировой науки, на российских конференциях всегда присутствуют иностранные гости....
Далее:
http://www.drugie.ru/page/1/6021/publ/