В "Красноярской газете" -
http://krsgz.narod.ru/2011/31/1.html#2-2 - опубликовал статью, подводящую итог дискуссии о марксизме. (В ЖЖ - см.
http://poluyan.livejournal.com/11853.html?thread=241997)
Эту заключительную статью «БРАТВА КАРЛАМАРКСОВА» я начал писать в уме, когда 1 мая шёл в колонне демонстрантов с флагом нашей профсоюзной организации. Вот ведь парадокс: критики мои как только меня не обзывали - и антикоммунистом, и ревизионистом, а вот тред-юнионистскую сущность не углядели. Тред-юнион - по-русски профсоюз, то есть организация, которая борется за права и интересы трудящихся. Придумал эту борьбу, конечно, не Карл Маркс, он её, наоборот, высмеивал, так как был убежден, что никакие забастовки-демонстрации никогда не приведут к улучшению положения пролетариата.
Однако, прежде чем разворачивать эту тему, хочу объясниться с читателями. Статью я взялся сочинять в связи с более ранней своей публикацией «Karl Marx и тайна субстанции», которая, выйдя на страницах «Красноярской газеты» 21 января 2011 года, вызвала бурный отклик - появилось пять критических отзывов, последний из которых «АНТИКОММУНИЗМ ВСЕГДА В ЦЕНЕ, или Тайна субстанции П.Полуяна» автор Иван Кулик опубликовал аж спустя три месяца после моего выступления! Надо заканчивать затянувшийся спор, тем более, что намедни Марксу исполнилось 193 года - мне думается, пора уже предать имя его забвению.
Читатель вправе удивиться: «Как так - он предлагает забыть Маркса, а сам же инициирует дискуссию о марксизме?». Да, тут есть некая непоследовательность, но вся штука в том, что в России сейчас усиливаются левые настроения, что вполне объяснимо, поскольку отношения в экономике установились рыночные взамен старых командно-административных. Конструкция же рыночных отношений такова, что там всё основывается на правовом балансе противостоящих сил: тут и продавец - покупатель, рабочий и его наниматель, предприниматель - налоговое ведомство, и даже такое специфическое противостояние интересов, как бизнесмен, владелец средств производства, и банкир, распоряжающийся кредитным капиталом. Все эти элементы рыночной системы находятся в сложной взаимосвязи и совсем не трудно проследить, как люди, вовлеченные в них, выражают свои интересы. Порой, кстати, весьма затейливо: например, олигарха Ходорковского государство посадило за уклонение от налогов и попытку продать на сторону уворованную у государства собственность, а теперь вот дядюшка Хо финансирует втихую крайне левых, которым вроде бы должно быть неудобно от такой финансовой поддержки…
Так вот, на мой взгляд, левые организации крайне нужны для развития государства - в виде политических сил, отстаивающих интересы трудящихся. Но есть опасность, что враги России попытаются использовать наших левых для разрушения страны - дабы на её осколках смогли сделать свой гешефт транснациональные и иностранные корпорации. Для таких разрушительных целей и подходит лучше всего эта самая марксистская теория, она для разрушения и создавалась. Однако, если в XIX веке и в начале ХХ века ещё можно было думать, что подразумевается некое конструктивное разрушение, когда открывается дорога новым коммунистическим производственным отношениям, то сейчас всем очевидно, что коммунистические отношения - это всего лишь государственная собственность на всё и вся, плюс громоздкий и неэффективный аппарат управления. Между тем развитие производительных сил в некоммунистических странах действительно вызвало появление новых форм хозяйствования, например, неизмеримо возросла роль рынка ценных бумаг, появились такие формы, как ООО, где предприниматель в случае неуспеха не теряет всё свое состояние, а только то, что вложено в дело. Соответственно это дало мощнейший толчок предпринимательской активности. А капитализация изобретений в качестве нематериальных активов на балансе предприятий вызвала в послевоенные годы научно-технический рывок во всех сферах жизни…
Конечно, ничего этого наш благоверный Маркс не предвидел, он тупо вещал о неизбежном крахе капиталистической системы отношений, об экспроприации экспроприаторов. И вещал он об этом, ссылаясь на свою как бы экономическую теорию. Теоретическая схема, заложенная в пресловутом «Капитале», крайне проста. Тезис первый: всё держится на купле-продаже, а обмениваются всегда равные стоимости. Тезис второй: капиталист покупает у пролетария его рабочую силу, а рабочая сила стоит ровно столько, сколько требуется для её воспроизводства.
Отсюда вывод: капиталист в силу законов товарного производства ВСЕГДА обязан будет платить рабочему нищенскую заработную плату, сводящуюся только лишь к воспроизводству его способности к труду. И в итоге методологическая инструкция: для того, чтобы обрести лучшую долю, рабочий должен не повышения зарплаты требовать (её невозможно повысить), а добиваться полного разрушения капиталистической системы хозяйствования. Для обоснования этой дурацкой, на мой взгляд, схемы Карл Маркс исписал кучу бумаги мелким почерком, живя на гранты, выделенные ему Энгельсом. Правда, один раз получил он некоторое наследство, но и его проиграл на бирже, вложившись в дутые акции. Отчего его ненависть к проклятому капитализму только возросла.
Между тем надо было не сказки сочинять, а изучать реальное устройство капиталистической экономики, может, тогда и смог бы он выбрать более надежный способ вложения своего капитала. Почему я говорю «сказки»? А потому, что вся т.н. марксистская политэкономия - это именно бессвязное словесное смысловерчение. Сказки в народе рождались из пересказа снов, поэтому они часто такие абсурдные и сюрреалистичные. Какие сны видел Маркс - неизвестно, а пользовался он для образца трудами Гегеля. Если же вы заглянете в гегелевскую «Энциклопедию философских наук», то там под рубриками «Физика», «Математика», «Химия» вы встретите такой поток рафинированного словесного бреда, что страшно станет. Аналогично и в политэкономии Маркса - одно да потому, одно да потому… Он, правда, старался сделать свою теорию удобочитаемой, но содержательного смысла там не прибавилось.
Я в своей первой статье не случайно упоминал врачебное дело, ведь изучение экономики, научная экономическая теория и её практические рекомендации на самом деле очень напоминают медицину. В одном случае изучается человеческий организм, а в другом - социальный. И реальная экономика - это как раз прослеживание связей между экономическими органами, исследование экономического «кровообращения» и выработка средств от неприятных экономических «восполений» и «опухолей».
А вот идеологические экономические построения типа марксистских - это аналог средневековых лекарей-шарлатанов, которые много рассуждали о первичных субстанциях, жизненных флюидах, а в качестве лекарства всем предписывали кровопускание. Но если медицинское кровопускание всё же помогало гипертоникам снижать давление, то нам в России революционное кровопускание по марксистским рецептам очень дорого обошлось.
Но обошлось. В определенный момент коммунистические власти поняли, что никакой ликвидации капиталистических производственных отношений на практике не будет, поэтому надо просто развивать производство, как-то регулируя его при помощи централизованного финансирования. И это даже где-то помогло - ведь подготовка к близкой войне требовала, скорее, мобилизации ресурсов, а не рыночного инвестирования. Спустя несколько десятилетий спокойной жизни Россия окончательно выздоровела от привнесенной извне марксистской инфекции и местных размножившихся бацилл.
Впрочем, ещё не окончательно - есть у нас и экстремисты-разрушители, и идеологи-сказочники, и подкармливающие их жулики-олигархи, и жлобы-компрадоры. Со всеми ними нам и предстоит ещё не одно десятилетие бороться. Мой вклад в эту борьбу - развенчание, разоблачение и окончательное разрушение марксистского идолища. И, как показала практика, сторонников у Маркса ещё много. Значит, выведение мозговых тараканов надо продолжать.
Желающих поспорить о марксизме приглашаю в свой блог «Живого журнала», там по адресу
http://poluyan.livejournal.com/11853.html как раз обсуждается моя статья «Карлик Маркс и тайна субстанции».