Экономическое развитие Красноярского края

Jun 16, 2006 15:05

Обсуждаем статью Д. Верхотурова «Машиностроительная столица Сибири»
Часть 1 ------------ Часть 2
В центре внимания статьи - экономическая стратегия для Красноярского края и прилегающих регионов Сибири. В ЖЖ автора schriftsteller уже состоялось некоторое обсуждение, просьба сначала в качестве FAQ прочитать эти ссылки, чтобы не повторяться ( Read more... )

Сибирь, Красноярск, региональные проекты, экономика

Leave a comment

kuula November 16 2006, 15:12:27 UTC
=Что делать с ныне существующими энергетическими мега-объектами=

Определенное время они будут еще жизненно необходимы.

Да, сейчас старые работники Братскгэсстроя, которые создавали весь Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, говорят: Если бы мы сейчас решали эту задачу - обошлись бы без плотин... В Иркутском СЭИ давно уже пылятся проекты бесплотинных ГЭС, вместе с не имеющими в мире аналогов системами управления энергопотоками... Но - что сделано, тем пока и придется пользоваться. Постепенно замещая мега-ГЭС разветвленной сетью своего рода "нео-колхозных гидростанций"... Когда эта сеть станет эквивалентной существующим каскадам - можно будет ставить вопрос и их постепенном же и частичном демонтаже (имея в виду и то, что все они несут еще и транспортную роль).

=Нужно ли делать ставку на развитие автомобилестроения (и шире - транспортного машиностроения) в регионе, как считает автор, или более перспективны какие-то другие отрасли=

Транспорт - это наше все... В Сибири нет ни одного автозавода (впрочем, виноват - в Челябе есть .. но это Дальний Запад, и там делают только один, хотя и очень полезный, вид грузовиков). Необходимы автомобили легковые и грузовые - как шоссейные, так и высокой проходимости... Нам нужно (имея лучшие в стране авиазаводы - в Омске, Новосибе, Иркутске, Улан-Удэ, Комсомольске) налаживать выпуск не только боевых самолетов, но и транспортных и пассажирских, больших и маленьких (так, совершенно злостно загублен проект улан-удэнцев совместно с омичами - Ан-3: старый добрый "кукурузник" с турбовинтовым двигателем - как его сегодня не хватает...). Возможно, есть смысл продолжить работу по экранопланам (тут есть полярные мнения.. тем не менее эта работа Иркутского авиазавода была довольно интересной, и прекращение ее не связано с недостатками самой идеи или конкретного проекта). Крайне необходимо возрождать судостроение, в том числе и ресное - так, все три Ленские судоверфи сейчас "сдохли"...

Это, конечно, не отменяет той простой истины, что необходимо и развитое станкостроение (например - разнообразное оборудование для лесной и деревообрабатывающей промышленности, особенно по переработке отходов и мягколиственной древесины - хватит уже тянуть из Сибири одну сосну с кедрачом)... крайне необходимо развитие легкой промышленности (особенно - кожи, шерсти), пищевой (причем "притягивать" ее, по Чаянову, максимально к районам сельхозпроизводства). Я уже не говорю про электронику: год назад будучи в Красноярске я матерился последними словами, когда увидел, что они сделали с заводом телевизоров Квант...

В общем.. не лишне ничего.

=В чем состоит (или может состоять) уникальность данного региона в контексте сибирской, российской и мировой экономики=

Уникальность Сибири в том, что она не может рассматриваться как "придаток" к экономике мировой, и по определнию должна быть автаркичной. Конечно, чай с кифием у нас расти не будет... поэтому какой-то экспорт для обеспечения необходимого импорта потребуется. Но его неоходимо минимизировать. Особенность Сибири в том, что полноценное (а не колониальное или нео-колониальное) развитие она будет иметь лишь опираясь на внутренние рынки, на внутренние векторы развития. В случае же "открытия границ", тесной интеграции в "мировую экономику" мы получим то самое, что имеем сейчас - и от чего стремимся уйти. Ведь на самом деле самая большая подлость Москвы даже не в том, что она тянет от нас 70 процентов налогов - а в том, что она не дает нам защищать свои рынки - как от вывоза хищнически добытого сырья, так и от импорта неликвидов из теплых стран Азии. Это с неизбежностью ведет к оттоку реального капитала из Сибири и ставит крест на любых программах развития.

Reply


Leave a comment

Up