«Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони поддерживает провозглашение независимости Луганской и Донецкой народных республик. Как сказал он в интервью немецкому изданию Die Welt, «украинская экономика сейчас находится в трудном положении». «Мне кажется, это объяснимо, когда жители регионов с наиболее благоприятными условиями требуют провозглашения независимости», - заявил экс-премьер».
Берлускони, конечно, фигура специфическая, но даже в отставке он далеко не последний человек и в Италии, и в целом в Европе. Важно, что никакого тотального табуирования на позитив в отношении Донецкого и Луганского суверенитета в настоящей Европе нет, даже среди элиты. Наши местные регионалисты-пуристы, пытаясь представить, что «это все из другой оперы», «бомжи + алкаши + спецназ ГРУ», никакого отношения к «настоящему, хорошему» регионализму не имеющие, пытаются быть святее Папы Римского. Позитивное отношение к независимости Донецка и Луганска - это как раз по-европейски, по-регионалистски. А сочувствие карателям, желающим подавить эти регионы, - это азиатчина вкупе с латиноамериканщиной.
Cочувствие киевской хунте для российских регионалистов особенно позорный факт по той причине, что Донецк в рамках киевской системы власти страдал от тех же проблем, от которых страдают и некоторые российские регионы. Например, «фиктивная дотационность»: лишение региона значительной части налогооблагаемой базы за счет того, что самые крупные местные предприятия приписаны к столице и раздувают столичный бюджет. Рекомендую
детальный рассказ Делягина о межрегиональных экономических реалиях Украины. Тот самый «гиперцентрализм», в котором регионалисты всегда обвиняли Москву, в Киеве возведен в куб. Так что после отделения от Киева всей Новороссии мы будем наблюдать комичный эффект: бюджет «региона-донора» Киева вдруг сократится в 5-10 раз, а местный «скачущий» офисный планктон отправится в Россию чистить сортиры. В этом смысле далеко не случайно Берлускони, «между строк», приравнивает новороссийский сепаратизм к сепаратизму Северной Италии (и к сепаратизму Каталонии): это сепаратизм успешных, экономически развитых и работающих регионов, желающих отвязаться от «гири» из неэффективных, экономических отсталых и ленивых регионов, имеющих наглость в то же время навязывать свои порядки всем остальным.
Печально, что многие российские светила регионализма оказываются «в хвосте» тенденции по признанию Донецка и Луганска, хотя именно в этом случае «сам Бог велел» быть лидерами. Это можно извинить только желанием сохранить подчеркнуто «вегетарианский имидж» перед лицом российской политической полиции. Радостное оправдание вооруженного восстания регионов (пусть даже на Украине) со стороны лидеров регионализма может быть истолковано правоохранителями как «саморазоблачение», и тогда пропадут даром все усилия представить регионализм как сугубо мирное движение, действующее исключительно в правовом поле. Поэтому
Вадим Штепа переквалифицировался в последователя Махатмы Ганди: «Я как был, так и остаюсь сторонником нормального федерализма. Но именно нормального, мирного - по шотландскому и каталонскому типу - без зеленых человечков с гранатометами».
Все же мне думается, что если бы в Каталонии, с ее миллионными митингами за независимость, испанские унитаристы начали радостно сжигать каталонских активистов (
как в Одессе 2 мая), или без видимых причин уничтожать целые подразделения местных полицейских (
как в Мариуполе 9 мая), или устраивать расстрельные рейды против людей, мирно голосующих на референдуме (
как в Красноармейске 11 мая), то этот мирный протест очень быстро перешел бы в горячую фазу. Появились бы и человечки с гранатометами, и террористы-смертники (как было у басков в той же Испании). Но испанские унитаристы - умные, они в свое время уже обожглись на басках, поэтому людей не убивают, и превратили свою страну в децентрализованное государство (практически - федерация). И англичане с шотландцами не лютуют, потому что уже обожглись на ирландцах. Даже российские власти сумели сделать надлежащие выводы, и, хотя возвратили Чечню силой, но дальнейшую лояльность обеспечили исключительными преференциями (так что у многих русских закономерно возник вопрос, стоило ли вообще возвращать). Украинские националисты на чужих ошибках учиться не хотят, и, чтобы дорасти до понимания этих очевидных вещей, им придется пролить еще моря крови. У регионов, которые не хотят быть «учебным пособием» такого рода, остается только один выход: запулить такому государству из гранатомета прямо в рожу.