«Курортный сбор» и региональное гражданство

Apr 13, 2011 18:00

Недавно по наводке ряда мэров южных городов, Президент озвучил идею возобновления «курортного сбора» с отдыхающих. Такого рода сборы есть в некоторых странах Европы, но собираются они, как правило, либо с иностранных туристов (не граждан), либо по факту проживания в отелях, а не за пересечение региональной границы. Точно не знаю, но сомневаюсь, что француз, заехавший на территорию Ниццы, будет платить за сам факт пересечения муниципальной границы. Однако в российских курортных регионах предлагается взимать плату именно с граждан, причем по факту приезда на территорию «курортного» города или региона.

Из обсуждения этой меры чиновниками и экспертами видно, что планируется тотальный «шмон» приезжающих в регионы с целью вытребовать новый налог, хотя и делаются оговорки о том, что нужно как-то отделить туристов от «гостей» и «командировочных». То есть, граждан России будут ловить на улицах российского курорта и требовать каких-то оправданий, справок, чуть ли не виз, дающих право на бесплатное пребывание в нем. А если я решил приехать в регион на заработки? Надоело мне жить на Севере, и я приехал на Юг нашей единой Родины, чтобы подрабатывать пляжным фотографом или сельхозрабочим. Или вот я фрилансер, работаю через Интернет, и хочу делать это на южном пляже, а не в тундре. Фактически, речь идет о концепции «регионального гражданства» и о проведении «пограничной линии» для граждан из иных регионов. Если ты не гражданин данного региона, или не относишься к числу привилегированных людей «с корочками», то обязан платить за право дышать воздухом в «чужом» регионе.

Если регионы у нас равны, то право взимать плату за воздух с «неместных» граждан должно предоставляться всем регионам и муниципалитетам на равном основании. Вот города «Золотого Кольца» - разве они не имеют права на «курортный сбор»? А Карелия, Архангельск, многие регионы Сибири и Дальнего Востока, куда идет поток экотуризма, - почему бы им тоже не ввести «курортный сбор»? На каком основании южным регионам даются особые привилегии? Они ведь и так зарабатывают на туристах, которые тратят у них свои деньги, создают им рабочие места.

Вот стоит деревня Ивантеевка, через которую проходит оживленная трасса. Почему бы жителям деревни, решением сельсовета, не установить шлагбаум на трассе и не собирать по десятке с проезжающих? Это плата за шум, за испорченный воздух, за то, что скотину трудно пасти. И разве у нас в Ивантеевке не курорт? Природа вокруг замечательная, на обочине бабка стоит, парное молоко продает, огурчики. Все натуральное. И всего-то по десяточке за проезд - это даже не заметно. Но через 10 км далее по трассе находится деревня Сидоровка, и там тоже люди собирают «курортный сбор». А еще через 10 км - деревня Петровка, и т.д. Понятно, что здесь должны быть определенные рамки, иначе мы получим вариант феодального средневековья, когда вся страна перекрыта внутренними таможнями, а какое-либо перемещение практически невозможно.

Желание муниципалитетов найти новые источники доходов - весьма похвально. Если речь идет об иностранцах, я выступаю за право любого муниципалитета не только взимать плату, но и не пускать на свою территорию тех, кто жителям не нравится. Регионы и муниципалитеты должны получить право самостоятельно определять миграционную политику в отношении иностранцев. Однако плата за пересечение границы, взимаемая с граждан России, какой бы маленькой она ни была, подрывает сам принцип единой страны. Если курортные регионы, или регионы экотуризма, хотят зарабатывать на своих природных ресурсах, то и плату надо брать непосредственно за пользование ресурсами. Например, увеличить налог с гостиниц и ресторанов, или перевести побольше пляжей в разряд культурных и платных (а местным жителям выдавать льготную «пляжную карту»). Или ввести плату за рыбалку и сбор грибов для нерезидентов региона.

«Фишка» единой страны именно в том, что каждый может проехать из конца в конец, не обращая внимания на визы, блокпосты и таможенные границы. Каждый может беспрепятственно поселиться в том месте, которое ему по душе, и устроиться на работу, не оправдываясь, что приехал из другого региона. Регионализм со свободой перемещения вполне уживается, о чем свидетельствует опыт Соединенных Штатов. Для России эта практика не менее актуальна, учитывая, что 20 миллионов граждан работают в режиме «отходничества», т.е. не в тех регионах, где живут их семьи.

В то же время, я приветствую концепцию регионального гражданства в ее позитивном аспекте - как эксклюзивное право местного жителя на определенные местные ресурсы, льготы и поддержку местных властей. Фактически, этот институт в России уже существует и опирается на систему прописки. К примеру, «социальная карта москвича» и получаемые по ней льготы - это яркое проявление регионального гражданства. Являясь гражданином России и живя в Москве по временной регистрации, вы не имеете права на бонусы, зарезервированные для граждан Москвы. Однако «платы за воздух» в Москве нет, временная регистрация для граждан РФ делается абсолютно бесплатно.

Институт прописки плох тем, что не позволяет человеку быть полноправным гражданином сразу нескольких регионов и муниципалитетов. С неизбежной отменой института прописки/регистрации в его нынешнем виде, региональное гражданство могло бы опираться на что-то вроде «акционирования» региона. Каждый житель по факту рождения получает неотчуждаемую «акцию», которая удостоверяет его статус «аборигена», символизирует его права на долю общественной собственности в регионе и дает доступ к местным льготам. Переселенец может купить эту «акцию» у местного правительства за солидную сумму или заработать примерной жизнью в регионе в течение определенного срока. Какие-то категории переселенцев, наиболее желанные в данном регионе, могут получить «акцию» сразу. Те, кто уехал из региона, сохраняют все права, могут воспользоваться ими по возвращении, могут передавать их своим детям, родившимся за региональной границей. Эти люди формируют «региональную диаспору». Местные власти будут их как-то учитывать и поддерживать с ними связь, что может оказаться полезным для региона. Подобный институт может функционировать и на муниципальном уровне.

федеральная политика, экономика, региональное гражданство

Previous post Next post
Up