Почему Пермь ждет почвеннический поворот?

Apr 07, 2011 11:37

 Коллеги! Будет интересно знать ваше мнение по поводу моей статьи "Почему Пермь ждет почвеннический поворот?" на сайте Пермской гражданской палаты. Или под катом.

Почему Пермь ждет почвеннический поворот?

Потому что весь наш мир (наш, в смысле северный, европейский) ждет реакционная волна почвенничества.

Как на рожденный Французской революцией либерализм ответом стал консерватизм, так и ответом на осточертевшие толерантность и мультикультурализм в наше время будет почвенничество. Аналогия эта, конечно, имеет изъяны, но на то она и аналогия.

Политика Саркози в отношении цыган и признание фрау Меркель о «провале политики мультикультурализма в Германии» - это не просто «первые ласточки», это вопль скованных искусственно-живой политкорректностью политиков. Они прекрасно понимают, что так больше нельзя, заигрались в политику либеральной миграции и все такое, они понимают, но сделать ничего не могут: они - современные западные политики, безвластные властелины институтов.

Еще одно доказательство роста почвенничества в Европе: Евросоюз сегодня - это не союз национальных государств, и не наднациональное политическое образование, это - гнездо региональных почвенничеств. Реальной единицей измерения современной Европы являются регионы, которым практически уже все равно на ограничивающие их рамки национальных государств. Почвенничество регионов Европы есть ответ на ультра-псведо-социал-либеральный проект под названием «Европейский союз». Бешеный подъем регионов Европы есть ни что иное, как почвеннический ответ на глобальные «заговоры» евробюрократов. (Это, безусловно, какое-то новое, непонятное, непривычное почвенничество. Если вообще натягивать одеяло старых названий на тело новых явлений, но мне лично почвенничество кажется вполне уместным названием - оно уже достаточно постарело и забылось, чтобы стать новым).

Но тема мирового или европейского почвенничества - отдельный вопрос для отдельного размышления.

Потому что у губернатора Чиркунова нет обратного пути.

После переназначения в должности у господина Чиркунова, к сожалению, не будет возможности радикально что-либо изменить в своей политике (здесь я даже не столько про все культурные дела, сколько про социальную политику, про промышленную политику и вообще «про жизнь»), потому что, во-первых, Олег Анатольевич не из тех людей, кто отступит, и, во-вторых, против объективной логики развития не попрешь (попрешь, конечно, но не в нашем случае). Хамско-дико-либеральный (здесь я не либеральный критикую, а хамский и дикий) режим, сложившийся при губернаторе Чиркунове, в ответ себе может получить только почвенничество - глубокое, серьезное, очень стильное почвенничество.

Начало этому уже положено. Алексей Иванов в нашем «пермском культурном конфликте» был ни кем иным, как почвенником. Умным, достойным почвенником. В ответ на гельмановскую революцию симулякров современного искусства в пермских масштабах Иванов представил эволюцию почвеннических мифологем (достаточно вспомнить сакральный пермский звериный стиль, «уральскую матрицу», портал между мирами в виде пермского геологического периода и т.д.). Вот только утопичность мифологии Иванова зашкаливала, именно поэтому, кстати, по тогдашнему Иванову нельзя судить о том, каким будет будущий почвеннический поворот. Иванов был предтечей, причем, со всеми необходимыми оговорками о ситуации и контексте.

Потому что из Перми делают столицу российского гопничества.

Как мне кажется, гопничество - это одно из темных проявлений, одна из темных форм почвенничества. Как любое качество-чувство может проявляться как в светлых формах, так и в темных; например, чувство экономии может выразиться в нормальном рациональном расходовании, а может быть Плюшкиным, то же самое - с социальными явлениями, в нашем случае - гопничеством и почвенничеством. По большому счету, по своим социокультурным основам оба эти явления чрезвычайно близки, в том смысле, что гопничество является проявлением почвенничества. Чтобы было совсем понятно, надо упростить и огрубить до предела эти явления - и получим: простой «средний» русский парень (Колян, Толян, Диса), поддерживающий национально-самобытные традиции (пиво и семки), стоит на страже (гоп-стоп?) своей земли (района) от захвата ее супостатами (а кто угодно). И чем это не почвенничество? Такое современное урбанизированное темное почвенничество.

Ко всему прочему, такое гопничество сегодня безумно романтично и местами эротично. Современное искусство, во всяком случае, в том варианте, который я знаю по творчеству театра «Сцена-Молот», фестиваля «Текстура», музея современного искусства PERMM (вспоминается сразу же выставка «Евангельский проект»), романтизирует и эротизирует гопничество до предела. Получается, гопник - это герой нашего времени, единственно возможный современный носитель духовности и нравственности. Моральный авторитет.

Своим собственным среднестатистическим гопничеством Пермь мало отлична от других городов других регионов, но «делание»1 из Перми в известном смысле столицы российского гопничества актуализирует «все темное» (делаем поправку на пафос), связанное с этим явлением (институтом?), и закрепляет это в общественном сознании. Бесспорно, аудитория сериала «Реальные пацаны» и фестиваля «Текстура» есть две различных, довольно узких субкультуры, которые даже в масштабах России немассовые тотально, а успешность политеховской команды «Дак это Пермь!» вообще локальна - все равно, несмотря на это, определенный тренд закрепления за Пермью гопничества в обезличенном массовом сознании очевиден и ощутим.

Я этого не хочу. И не говорите, что это мои интеллигентские штучки, комплексы и фобии.

Все эти «потому что» ни поодиночке, ни даже все вместе, пожалуй, не говорят напрямую, что Пермь ждет почвеннический поворот, однако, как минимум, фиксируют то, что определенная среда и (извините) почва для роста и активизации почвеннических настроений и идей создается - и это, по-моему, уже ощутимо.

Конечно, будущее пермское почвенничество не будет иметь ничего общего с тем, что принято понимать под этим названием - ни братья Федор и Михаил Достоевские, ни Аполлон Григорьев, ни другие «классические» почвенники (которых, кстати, не очень много). Ценности и ориентации «классиков»-почвенников по типу: «русский народ», «православие», «русская природа», «самобытность» и другие, только если самым минимальным образом будут касаться пермского почвенничества, о котором мы говорим.

Но все же это будет именно почвенничество - актуализация в современном дискурсе символов, образов и артефактов, связанных с пермской почвой (социокультурной средой в ее историко-пространственной перспективе). Причем, актуализация не просто так, а ради конструирования совершенно конкретной версии «современности». В этом смысле такое почвенничество - это не проект, но конструкт - отчасти надуманный, отчасти объективный, отчасти ожидаемый и т.д.

Все же хочется конкретики - каким же он будет, пермский почвеннический поворот? Сегодня есть основания говорить о таких разновидностях будущего почвеннического поворота.

Гражданское почвенничество.

Будучи городом с богатой гражданской культурой, Пермь, очевидно, должна ожидать почвеннического поворота в части своего гражданского общества. Это не означает, что все пермские гражданские акторы перейдут на почвеннические тропы: сменят фразеологию, стилистику работы, идеологические ориентиры и т.п. Отнюдь. Гражданское общество гражданским и останется, но вот те проблемы, темы и направления, в которых будут проявлять себя «традиционные общественники» и вырастать «новые», и будут почвенническими. Другими словами, нам стоит ожидать роста гражданской активности по почвенническим проблематикам.

Это может быть, например, усиление гражданских акторов, действующих в градостроительной и историко-культурной сфере: движения и союзы в защиту архитектурного облика города, сохранения памятников и прочих ценных средовых объектов и др. Вполне возможно, что будет актуализироваться важный и значимый для пермских гражданских субъектов опыт, который в период второй половины первого срока Чиркунова был умален/заменен/забыт и т.д. (Это касается, например, «сиротской» политики в Прикамье). Возможно, это будет какая-то гражданская протестность, использующая богатый и разноплановый символический ресурс Перми.

Неоклассическое почвенничество.

Вероятно, нам стоит ожидать витка борьбы за идентичность, в котором почвенники будут одной из основных сил. Такая попытка в виде книжного проекта «Пермь как тексты» уже была предпринята, но излишняя академическая аутентичность и налет скандальности (по поводу деления денег с Минкультом) явно подпортили репутацию этой очень неплохой задумки.

Несмотря на будущее данного проекта, место интерпретаторов-интеллектуалов с почвеннических позиций и для почвеннического объяснения явно пока свободно и явно будет занято. Идеолого-ценностное оформление почвеннического поворота потребует появления этих самых идеологов-толкователей, тех, кто будет объяснять, почему Перми важно актуализировать свои социокультурные смыслы, имеющие глубокие корни в истории. Среди этих толкователей будут явные маргиналы и явные любимцы, очевидно, будут те, кого будет пользовать власть и те, кто принципиально будет власть поносить. В общем, в этом смысле - ничего нового. Да и в плане содержания, боюсь, ничего особенно нового не появится - нас все также будут призывать прочувствовать мистико-философскую сущность пермского звериного стиля или историко-генетическое значения для Перми Камы и т.д. Пожалуй, в данном случае важна даже не новизна, а сам факт того, что это вновь будет интересно, актуально, «в повестке дня». Потому что отрицание отрицания будет неизбежно, а, значит, и развитие тоже. (Но не спорю, это вопрос ценностей и вопрос веры).

Этническое почвенничество.

Самый маловероятный вариант. Хотя бы потому, что «этничность» в наше время жутко лихорадит - никто не понимает, что и как с ней делать. Как бы то ни было, гипотетически у Перми есть и такой потенциал. Будучи и финно-угорским, и тюркским, и русским, и полиэтничным, и этнотолерантным регионом, Пермь может актуализировать и такое почвенничество - призывающие к этническим корням. Татаро-башкирский ресурс может себя проявить, а может и коми-пермяцкий - наконец-то поймем, кто в доме хозяин. А, может, Пермь станет первой в том, что в процессе почвеннического самопознания она будет местом, где «русское» и «русские» концептуализируются и зададут тон для общерусского этнического возрождения.

Все это, если честно, маловероятно. Пермские финно-угры давно и, видимо, окончательно не просто в анабиозе, а в самоуничтожении, отечественные тюрки еще не разобрались, с «турцией» они или с «ирако-ираном», русские в традиционной этнотолерантной среде (а в Перми именно такая) не видят никакого иного сценария для возрождения, кроме всяческих фашизоидных тактик.

Промышленническое почвенничество.

Если всю древнюю пермскую символичность и семантичность будут использовать неоклассические почвенники, то не менее традиционная индустриалистическая символика будет взята на вооружение промышленническими почвенниками. У данной формы почвенничества, с одной стороны, больше всего предпосылок к возникновению и благополучному развитию - в губернаторство Чиркунова промышленность явно промышленного региона оказалась задвинута на задворки, с другой стороны, непонятно, кто будет субъектом этого почвенничества (директора заводов - конечно, нет; коммунисты - да, но это «ни убавить, ни прибавить»; политики, пущенные в политику крупнобизнесовыми структурами - может быть, но все-таки есть некоторые сомнения), а без носителя идеологии существовать сложно, если вообще возможно.

В самом общем виде смысл промышленнического почвенничества синтезируется в воскрешении индустриального потенциала пермского региона с соответствующими ему символами, смыслами, фразеологией и т.п. Словом, промышленническое почвенничество должно напомнить всем, что такое «опорный край державы». В этой связи, как бы странно это ни звучало, получается, что наиболее фундаменталистской и несовременной разновидностью почвенничества будет именно оно - промышленническое. Ведь его идеал - в индустриальной системе координат, а «сегодня», пожалуй, в эту систему никак не вписывается.

Названные разновидности - те, которые имеют больше всего перспектив для появления и развития, но это не означает, что они обязательно возникнут или возникнут только они.

Главное, что я хотел сказать - формируется коридор (наверное, один из) развития Перми, предполагающий радикальную связанность города/региона со своей той или иной «исконностью» «древностью», «изначальностью». Почвеннический поворот будет предполагать жесткую связанность «будущей Перми» с «Пермью старой» (но не «прошлой»). Несмотря на всю близость почвенничества к консервативному фундаментализму, предполагаю, что в пермском культурно-политическом контексте почвенничество (любой разновидности) будет, так или иначе, модернизировано и заключено в рамки умеренности, в противном случае почвеннического поворота не будет вовсе (или будет, но исключительно на уровне маргинальных субкультур). Объясняется все этот как нельзя красиво - умеренность и определенный прогрессизм присущи пермской почве, отсюда и региональное почвенничество должно быть соответствующим.

18 ноября 2010 года на ТНТ вышел новый сериал «Реальные пацаны» - об обычных пермских гопниках. Главный герой сериала - известный в недалеком прошлом кэвээновской гоп-образ Коляна из Перми, помимо прочего, съемки сериала также проходили в Перми. Кроме этого, примерами «делания» могут быть: уже названный фестиваль «Текстура», оценивающий современность глазами и чувствами российского гопника, или творчество пермской рэп-команды, раскрутившей в Сети свои ролики «Дак это Пермь!» и «Пермь! Пермь!».

Материал опубликован в журнале

«Компаньон magazine»

№ 1 (50).2011
Previous post Next post
Up