Сказочный регионализм волжского Понизовья и Каспия

Dec 27, 2010 15:38


Оформляя несколько фольклорных произведений в аккуратный томик, можно руководствоваться не только этническим критерием (русские сказки, марийские песни), но и географическим. И если в первом случае неизбежен пуризм, то во втором случае есть шанс, что читателю достанется вся цветущая сложность регионального облика. По ссылке ниже pdf-файл с книгой «Каспийские легенды и сказки» в обработке Константина Ерымовского и Василия Самаренко.  Книга вышла в 1969 году в Волгограде и даёт интересное переплетение русских, тюркских и калмыцких историй случившихся там, где Волга разливается на рукава и впадает в Каспий.




В. П. Самаренко, К. И. Ерымовский «Каспийские легенды и сказки»

Ахтуба

...Давно это было. Тогда в наших краях мало жило людей. Говорят, что тут когда-то на широких степных просторах  проживало лишь несколько семей кочевников, занимавшихся скотоводством. У одного из кочевников много было скота  и  всякого добра, но больше всего он гордился своей дочкой-красавицей  Тубой. Отец ни в чем не стеснял девушку. Умная, стройная, как майский степной тюльпан, Туба беззаботно жила в доме родителей. Она любила полынную степь, но больше всего  дорожила своей свободой. Каждое утро она отправлялась на лихом коне гулять по степному раздолью. В пути она, будто весенний жаворонок, распевала песни о солнце и  небе,  о вольном ветре и птицах. Один раз Туба заехала так далеко, что очутилась у берега неведомой ей реки. Здесь она остановила коня и вскоре услышала звуки  удивительной песни. В ней говорилось о несчастной  доле девушки, которую насильно выдали  замуж за старика-богача. Красива была эта девушка, да только рано завяла ее красота под ласками постылого мужа. Слова  песни заставили Тубу задуматься над своей судьбой. Лишь недавно отец обещал отдать ее в жены богатому старику-баю. Туба направилась в сторону, откуда лилась песня. Подъехала, и перед ней на прибрежном камне сидел юноша-красавец, пастух. Стала  Туба  просить пастушка пропеть еще какую-нибудь песню. И он запел. В новой песне рассказывалось о любви доброго молодца к красной девице, о свободной и светлой жизни.

С той поры Туба каждое утро приезжала слушать песни пастушка. Она полюбила его. Наконец, отец Тубы прознал обо всем и запретил ей выезжать одной  в  степь.  В  одну из темных ночей Туба вышла украдкой  из  юрты, оседлала  верного  коня,  вскочила в  седло и вихрем помчалась к любимому юноше. Вскоре за  ней  отправился  в погоню отец. Девушка  встретилась  с милым,  рассказала о преследовании, и они отправились в дальний путь. Долго по степи скакали они, пока не достигли берега широкой, бурной реки. Погоня приближалась. Беглецы  направили усталых коней в воду. Они уже вплавь достигли середины реки, но, что ни дальше, коням становилось труднее. Обессилевшие, они погрузились в воду.

Девушка и юноша утонули на глазах обезумевшего от жалости отца, который, бегая по берегу реки, кричал:

- Туба,  воротись! Туба, вернись! - и бессвязно повторял: - Ах, Туба! Ах, Туба!

Так и появилось с той поры название реки Ахтуба.

Поволжье, региональные бренды

Previous post Next post
Up