Царство Казанское - страна, топоним и бренд

Sep 27, 2010 17:55





Известно, что большинство историографических терминов, обозначающих домодерные государства, условны и не употреблялись в ту эпоху, к которой их относят историки и массовое сознание. Это и «Византия», и «Киевская Русь», и «Золотая Орда» или какая-нибудь «Империя Ацтеков».

В русской, советской, татарской, да и в мировой историографии для обозначения государства, существовавшего на Средней Волге в XV-ХVI веках, прочно утвердился термин «Казанское Ханство». Насколько условен этот термин? Красовалось ли выбитое золотом «Казан Ханлыгы» на государственных учреждениях казанских чингизидов? История страны, перепаханная вдоль и поперек трагедиями, разрывами и мистификациями, всё еще содержит множество участков для исследования. В 1552 году Казань была завоевана. С этого года и до образования Казанской губернии в 1708 году эту страну историография именует невыразительным и на 100 % условным именем «Казанский край».

Эти термины привычны и не режут слух. Они разбросаны «везде, где есть история»: в школьном учебнике, в произведениях публицистов и региональном нейминге. И только исторические источники (русские и западные) где-то в стороне от «Казанского Ханства», «казанских ханов» и «Казанского края», хранят другие имена. Речь не о «Булгарии», которая усердием булгаристов прочно закрепилась в качестве самой известной альтернативы. Речь о «Царстве Казанском» и «казанских царях».

«Царством Казанским» и «казанскими царями» оперируют русские поздние русские летописи, анонимный автор «Истории о Казанском Царстве» (она же «Казанская история» и «Казанский летописец»), Григорий Котошихин,  творивший сотню лет спустя после казанского взятия  и др. «Царство Казанское» - общеупотребительный термин в русских официальных документах XVI-XVII века. Европейская картография помещает «Казанское Царство» в пределах Тартарии. «Czarstvo Cazanskoie ou Rouyaume de Cazan» на одной из карт Гильома Делиля расположено в аккурат рядом с «Герцогством Булгарским». «Царством-королевством», а не «ханством» оперируют Флетчер, Гваньини, Герберштейн.


Взятие Казани московскими войсками в 1552 году и присоединение к России не изменило название этой страны. Великий князь Владимирский, Московский и Новгородский в первую очередь становится Царем Казанским. Владение Чингизидов становится владением Рюриковичей и Романовых. В Москве работает Приказ Казанского дворца, а казанские воеводы прикладывают к документам печать Царства Казанского с изображением коронованного Зиланта. Введение регулярного государства Петром и его губернская реформа должна была не оставить и следа от феодальной топонимики, но даже первый российский атлас 1745 года продолжает говорить о «Царстве Казанском».

Рецепция историографией и татарским национальным самосознанием ханского титула, а также именования страны - ханством, не исключает наличия альтернативы. Для разговора о «Царстве Казанском» сейчас, в начале XXI века есть множество предпосылок. Это и проблемные места термина «ханство», и особое значение царского титула и еще ряд причин, которые относятся уже не к гуманитарным изысканиям, а современной идеологии и сознанию общества. Самым беглым взглядом можно отметить сразу несколько аспектов.

Во-первых, само слово «хан» насыщено ориенталистскими коннотациями, массой психологических установок, которые порождает соприкосновение разных обществ, и которые прекрасно исследовал Эдвард Саид. Не случайно «ханами» так запросто оперировали русские историки XIX века, невзирая на принятое русской же традицией обозначение. Точно также ориенталист, видящий себя на вершине цивилизации, очень любит употреблять экзотические «варваризмы». Владение непривычными словами дает ему возможность не только подтвердить свой статус эксперта, но и провести границу между своим обществом и чужаками (несущими угрозу либо уже покоренными). И русский национальный романтизм никогда не станет возражать против казанских ханов или ханов любого тюркского государства существовавшего на территории России. «Раскосыми и жадными очами» ханы - властители дикой периферии султанатов, халифатов и проч., - смотрят на светлое государство великих князей и царей и думают, как бы  навредить ему. Чтобы понять все оттенки идеологической окраски, достаточно пролистать любой русский исторический научпоп - там всё сказано. Контраргументы о развитой городской культуре Хазарии, Булгарии, Дешт-и-Кипчака, Казани, Крыма и т.д., о средневековых тюркских интеллектуалах тут просто бессмысленны и не будут услышаны.

Во-вторых, царский титул - больше чем титул просто главы государства, а знак исключительной власти. Широко известно, что русские источники знают, прежде всего, два царских стола: один в Константинополе, а другой в Сарае и его наследниках. Антон Горский, исследуя употребления царского титула на Руси, приходит к выводу, что для Великих князей Московских «в политическом аспекте утверждение царского титула было связано с противостоянием Орде, причем следует говорить не столько о наследовании власти ордынского царя, сколько о стремлении поставить власть московского князя выше его власти. Это достигалось путем присвоения титула, равноценного титулу правителя Орды, с одновременным обоснованием большей древности царского достоинства русских князей и их родственной связи с императорами Древнего Рима». Таким образом, царское венчание Ивана IV за пять лет до казанского взятия может быть увязано с началом его завоевательной политики по отношению к царствам, возникшим на руинах Золотой Орды. Великий князь должен был сам стать царем, чтобы победить Царство. И Царство Казанское не просто хронологически, но и логически предшествует Царству Русскому. Живое русскоязычное словосочетание гораздо больше подходит для предмета гордости татар, чем любые историографические конструкты.

В-третьих, «Царство Казанское» не так далеко от современных нужд, как это может показаться. В 1920 году из частей Казанской, Уфимской, Вятской и Самарской губерний была создана Татарская АССР. На протяжении всей своей истории, и особенно после 1990 года, Татарстан стремился быть чем-то большим, чем просто автономия, нарезанная большевиками в ходе их затейливой национальной политики.  Ради этого региональные элиты лелеяли планы стать союзной республикой в СССР. Ради этого Татарстан хочет быть Родиной всех татар. Ради этого Татарстан сегодня - это таран российского федерализма, который больше всех противодействует любым унитарным мероприятиям. Очевидно, что ярко выраженная субъектность 16-го субъекта РФ в долгосрочной перспективе потребует не просто сплоченности и пассионарности местной элиты, но и выработки недвусмысленного регионального самосознания. Для этого русские, которые составляют половину граждан Татарстана, должны чувствовать, что Татарстан такой же их дом, как и дом татар. Сошедшее со страниц старинных текстов и карт имя «Царство Казанское» свидетельствует, что приход русских не отменил особого статуса страны. Не случайно ведь именно русские: дьяк Никанор Шульгин и его сторонники в период Смуты XVII века выступили здесь сторонниками самостоятельности и провозгласили Казанское Понизовое государство. Сегодня русские, наравне с татарами составляют кадровый потенциал региона. От успехов региона зависит и их благосостояние. Нужно ли русским Татарстана быть послушными проводниками унитаризма, раздосадованными на «титульную» политику? Станет ли регион исторической и современной Родиной его русских жителей?

Общение представителей двух народов без малейших культурных барьеров, 30 % смешанных браков, двуязычность подавляющего большинства татар - уже давно обыденные факты городской повседневности Татарстана. С тех пор, как казанская мэрия  обратила внимание на туристический потенциал Казани, в качестве места обретения Казанской иконы Богоматери, все чаще признания в любви к Татарстану произносятся на языке русской культуры. Возвращение в обиход «Царства Казанского» может стать еще одним фактором для формирования регионального сознания. Насыщенное и почти сказочное звучание исторического топонима делает его применимым в самых разных областях.

Последний человек, носивший титул царя Казанского, был расстрелян в Екатеринбурге летом 1918-го года. Сегодня «Царство Казанское» вовсе не обязательно может быть связано с монархическими интерпретациями. Процветает ведь в самом центре Европы «Республика Восточный Рейх», в которой империя габсбургских кайзеров - это воспоминание о великом прошлом, а не политическая реальность.

Regnum Kasanorum - земля в центре Pax Russica. Она расположена при слиянии рек Волги и Камы. Населена татарами, русскими и другими народами...

Также текст лежит на Прозе.ру

Татарстан

Previous post Next post
Up