Вчера я стояла перед публикой, девочка на шпильках и в розовом свитере, которая сделала провокацию в качестве финального проекта. Повисла пауза.
- Полина, а вы сознательно выбрали такую тему? Вы не боитесь, что кислотой обольют? Что изуродуют и переломают? Вы представляете, какое количество охраны понадобится? Даже в царской России это вызвало большой резонанс.
Я пожала плечами. Даже в царской России. В какую сторону мы движемся по временной ленте, большой вопрос. Я выбрала тему, при которой можно было бы обеспечить информационный охват так, чтобы хотели все, при этом оставаясь в рамках легального. Более того, контент не стремился задеть чьи-то чувства, это лишь возможность показать разнообразие форм. И это безусловно красиво и эстетично. А художница была верующим человеком. Что неоднократно заявляла даже в царской России. Но сейчас это бомба замедленного действия. Потому что любое отступление от канонов, любая неклассическая трактовка (даже совсем без провокацией и попыток переосмысления) - путь к окружению работ пуленепробиваемыми стеклами и взводу охраны. Потому что при наличии прецедентов лучше беречься от психов.
Куратор вздохнула.
- Мне кажется, это вопрос просвещения. Всегда можно огородиться бетонным забором с колючей проволокой под током, но все же в благополучных районах можно не ставить решетки на окна. Это вопрос работы с сознанием публики так, чтобы не хотелось прийти с банкой кислоты.
В последнее время мне кажется, что везде дело в просвещении. Что ГМО полезнее селекции. Это примерно как орудовать аккуратно щипчиками или бить наотмашь кувалдой. Никто не задается вопросом, как именно проводится селекция, но от ГМО вырастает третий хвост, потому что ненатуральненько. Что от людей с ВИЧ не надо шарахаться, и что это никак не характеризует их с моральной точки зрения. Что это мудачество - ездить на машине и прикрывать тряпочкой номер, чтобы не платить за парковку. Что ни коим образом изображение кого угодно не относится к вере. Что надо думать головой, прежде чем пытаться спасти всех и вся.