Ну чтож...Первый месяц гражданской жизни подходит к концу. Потихоньку прихожу в себя, оглядываюсь вокруг.
За год произошло много чего:
1) Завершено несколько важных инфраструктурных проектов: Керченский мост, Амуро-Якутская Магистраль, газопровод Сила Сибири, новый атомный ледокол Арктика, трасса М-11... Этого долго ждали, и вот, наконец-то свершилось, чему я очень рад. На глазах вершится история. Лет 10 назад я бы ни за что бы не поверил в то, что мы будем способны так быстро реализовать такие "громадины".
Московский метрополитен растет как на дрожжах. Я уже не успеваю отслеживать новые станции. Крутые поезда новой серии "Москва" осваивают все новые линии. А тут помимо, собственно, метро, в столице появились еще и Московские Центральные Диаметры(МЦД), "пронзающие" столицу насквозь и соединяющие ее предместья линиями, с тактовым расписанием "а-ля метро". По сути, аналог французской RER. И пусть пока что проект выглядит немного недоработанным и "сыроватым", мне кажется у него большое будущее. За использование на лицниях новых ЭГ2Тв-первой отечественной линейки электропоездов с асинхронным двигателем, как у "Ласточки"-отдельное спасибо.
Очень занятно было понаблюдать за увеличением электробусов. Когда я уходил на службу, их еще было немного и смотрелись они как диковинка, "дорогая игрушка". Срачи по поводу целесообразности замены ими троллейбусов идут до сих пор. Вернувшись на "гражданку" я удивился, когда обнаружил что вся площадь перед Киевским вокзалом заставлена электробусами и они сейчас колесят почти по всей Москве. На днях даже прокатился на одном из них. Такие темпы "размножения" в столице я видел только у новых трамваев "Витязь-М" в 2018 году.
Вообще транспорт в столице(да и даже в целом,в европейской части России) поменялся очень сильно. К счастью, по большей части, в лучшую сторону. Да, не обойду стороной закрытие трамвая в Твери и "троллейбусного погрома" в Москве. Очень обидно, особенно учитывая то, что основным производителем самых новых и современных трамваев для той же Москвы, является ТВЗ(Тверской вагоностроительный завод).Но в целом, плюсы все же перевешивают минусы. Очень рад тому, что власти подмосковных регионов наконец-то обратили внимание на недоступность хордового сообщения между подмосковными регионами. Запуск поезда "Москва(Павелецкий вокзал)-Москва(Киевский вокзал)" оказался отличным примером того, как можно решать эти проблемы. Теперь жители городов Тульской и Калужской областей могут без пересадок добраться в столицу/другие города по кольцевому маршруту.
Запуск все новых "Ласточек" и других межрегиональных поездов тоже не может не радовать. За Уралом все движется куда медленнее чем хотелось бы, но все же: запущено пассажирское движение до пригорода Якутска, перешили железную дорогу на Сахалине и обновили тамошний парк дизель-поездов, отправив туда несколько РА-3(они сейчас разлетаются как горячие пирожки по регионам, жаль что движок у них все же немецкий), плюс добавили новые электрички ЭП-2Д на Западно-Сибирскую Железную Дорогу. Почти достроили мосты через Амур на границе с Китаем(правда многострадальный ж/д мост "Нижнеленинское-Тунцзян" опять задерживается из-за косяков).
Провалов и неудач тоже было порядком: тут и авиакатастрофа "Суперджета" в Шереметьево, рухнувшие мосты(слава Богу небольшие и не особо значимые), аварии и срывы сроков.
Но все же, в целом, инфраструктура продолжает улучшаться, и это заметно даже в небольшом поселке Редкино в Тверской области(где сейчас живут мои родители), в этом году, помимо открытия грандиозной трассы "М-11" между Москвой и Питером, наконец-то отремониторовали окраинную улицу Фадеева, где ремонта не было с момента ее основания.
2) Политика. Ну тут, самым громким событием, на мой взгляд, является избрание Зеленского президентом Украины. Комик с 95 квартала - для меня оказался самым нежданным кандидатом на пост в президенты соседней страны. От упоминаний о нем, как о кандидате, в некоторых СМИ, я отмахивался, еще сильнее, чем когда то от упоминаний Трампа. Охуеть. Хотя, как и в случае с Трампом, на отношения с Россией это коренным образом не повлияет.
По поводу митингов и прочей оппозиционности в России ожидал большего. Серьезно опасался "взрыва", особенно в конце лета, но "весь пар ушел в гудок".Единственное, что стало заметно - отношение к власти от "похуестично - оптимистического" стало "похуестично - прохладным". Меньше радости от достижений, больше упор на недостатки, но даже до уровня 2012 года недовольство властью пока не дотягивает. Все же "крымский запал" еще дает о себе знать.
Ах да, еще одним шоком для меня был уход Назарбаева с поста президента Казахстана. Мягкий, безболезненный и грамотный уход на пост в совете, откуда все еще можно влиять на власть в стране. Назарбаев поступил очень умно. Учитывая его вклад в стабильность и процветание Казахстана(единственной страны в Средней Азии, которую можно назвать относительно развитой и успешной), недопущения межнациональных конфликтов(а предпосылки были), переименование столицы в его честь считаю вполне закономерным событием. В конце-концов,получением столичного статуса и масштабным преобразованиям, Астана, обязана именно ему. Очень рад тому, что успел застать этот город, еще "Астаной", в 2015 году)) Чтож, все меняется. История вершится на наших глазах и теперь на картах столицей Казахстана является город Нур-Султан...
В какой то мере ожидал динамичного развития событий в Венесуэле, на фоне прибытия туда наших и китайских воен.спецов, но ничего особенно не поменялось. Может быть и к лучшему.
На остальных "участках фронта" все пока что тоже без перемен. В Сирии все по прежнему, линия фронта в Идлибе то смещается на несколько километров, то снова стоит. Совместные с турками патрули появились, кое-где американцы ушли и на их месте появляются наши, но это медленный процесс. На Украине в этом плане все также. После прошлогоднего "морского боя" в Керченском проливе, украинцам вернули их захваченные и обдристанные экипажами, катера. Сами экипажи - тоже. Больше попыток чудить в акватории моста с их стороны не было.
3) Личная жизнь, семья и окружение.
Собственно с личной жизнью, у меня практически ничего не поменялось. Как все было "на нуле", так и осталось.
Друзья? Старые друзья из alma-mater не особо поддерживали со мной контакт по объективным причинам(с Интернетом в армии и на флоте туго, да и с обычными телефонами не сладко). Новые... Да, находясь на службе, волей-неволей перезнакомишься со всем батальоном,"закорешишься" с многими, некоторых будешь ценить. Взаимовыручка и все дела. Все таки надо выживать, не сойти с ума, и помощь от сослуживцев рано или поздно понадобится. С подавляющим большинством сослуживцев у меня были хорошие отношения. Никто особо не "беспределил"(даже дагестанцы), конфликты конечно были, но до драки не доходило. Нескольких сослуживцев я считаю до сих пор близкими друзьями. Как правило это были люди с моего
"распределительного пункта", прошедшие службу со мной от начала до конца, с которыми я общался даже когда нас "распихали" по разным ротам. Я мог на них положиться. Они спасали меня не раз, да и я порой их выручал. Это многого стоит, особенно там. Я это прекрасно понимал. И все было бы прекрасно, если бы не одно НО. Сразу после "дембеля" практически всякое общение с сослуживцами(даже близкими друзьями) - сошло на нет. Один из моих друзей живет в соседнем с моим Обнинском городе(Балабаново), но мы все еще не можем встретиться и даже Вконтакте общались мало. Другой остался в части на контракт - с ним я переписываюсь почаще. Третий - работает машинистом на калужском участке пути, я возможно я сам того не зная, уже ездил с ним в одной электричке... Во многом, восстановить контакт мешает закрытость персональных страниц сослуживцев(спасибо ФСБ и ЗГТ, которые отслеживали наши соцсети на предмет запрещенных фотографий во время службы).Многие постепенно разблокируют свои странички, но тут выходит еще один нюанс. О чем писать? Да, я после дембеля старался найти всех, спросить за жизнь, порой у меня получалось. Поздравил многих с Новым Годом. А что дальше? У этих людей, приехавших служить из разных уголков России - своя жизнь. И я в ней лишь "проездом".
Поэтому, еще незадолго до возвращения, когда с Интернетом и телефонами стало попроще, я естественно бросился налаживать контакт со своими старыми универскими друзьями. У них тоже произошли некоторые перемены. Один из нашего "квартета"(а в общаге мы жили вчетвером в комнате) - получил повышение на работе и переехал в Москву. В итоге, на съемной квартире, где они втроем обитали, образовалась свободная комната, и я с радостью принял их предложение заселиться туда. Я конечно мог снова снимать свою "хату" где-нибудь на окраине города, но это вышло бы дороже, да и втроем со старой компанией все веселее. Плюс - центр города. А сэкономленные деньги потрачу на телефон.
Родители за этот год пережили многое. Мало того, что родное чадо "загремело" на флот, так еще незадолго до моего ухода они решили купить квартиру в Химках(в ЖК "Авентин"). До Москвы рукой подать, Шереметьево в паре километров, станция Сходня в 15 минутах ходьбы, дом новый, но зайдя в квартиру, они увидели лишь бетонный "короб" без какой либо отделки и коммуникаций. Все силы и средства были брошены на то, чтобы привести квартиру в божеский вид, причем желательной целью было это сделать к моему возвращению(чего я откровенно не понимал и говорил об этом в разговорах по телефону). Это было достигнуто ценой нечеловеческих усилий и огромных затрат. Квартира действительно выглядит офигительно. Добавим к этому постоянные родительские переживания по поводу моего нахождения на службе и состояния моего здоровья(причем вполне себе обоснованные), усиленные моим периодическим нытьем по телефону о том "как мне хреново". В общем, немало я попортил крови и нервов своим родным. Самое хреновое, что это отразилось на их здоровье. А им уже 6й десяток пошел... От осознания того, что с самыми близкими тебе людьми, может что-то случиться, по коже пробегает нехороший такой холодок.
4) Alma-mater.
Через 3 дня после "дембеля" - 9 декабря 2019 года, я приехал в Обнинск. Все ещё по форме(свою морскую форму мне необходимо было носить вплоть до того, как я отметился в военкомате о своем прибытии). Первым делом, приехал в свой родной Институт Атомной Энергетики, восстанавливаться на магистратуру.
Говорить о том, как тепло меня встретили и как там относятся к отслужившим студентам не буду-эта тема достойна отдельной статьи. Было здорово.
Первым делом, обратил внимание на изменение системы пропусков. На половине турникетов было написано:"старые пропуска", на другой:"новые пропуска". Теперь, помимо отдельных пропусков- карточек(прикладывающихся к турникетам), у студентов и преподавателей появились банковские карты с чипами, которые работают как пропуск. В отделе пропусков я разблокировал свой старый пропуск, но мне сказали, что к лету весь институт перейдет на банковские карты с чипами.
Ловя взгляды студентов и преподавателей я прошел вглубь универа. Увидел, что открыли новое кафе на первом этаже.
В главном коридоре заменили лавки, по всему универу раскиданы куски поролона, на которых очень удобно сидеть. Некоторые, правда, уже поистрепались.
Полностью отремонтировали второй этаж второго корпуса, разместили там представительство лаборатории "Доза"(где работает наш бывший зав.кафедры), стол для пинг-понга, заменили лифты.
В двух корпусах появились "шахматные уголки", пользующиеся популярностью у многих студентов.
Навигация, которая только-только появлялась, к моменту моего ухода на службу - теперь везде.
Дизайнеры наши хорошо поработали. Начинали со своей кафедры и с конференц-зала в "Точке кипения" на 7м этаже нового 3го корпуса, а потом "захватили" весь институт.
В библиотеке теперь можно посидеть на удобных креслах-мешках и поработать за компьютером(бесплатный wi-fi на всей территории института и общежитий).
Кафедра наша все же избежала расформирования и ликвидации, правда для этого пришлось переименовываться с кафедры экологии на кафедру радиационной безопасности. С 2016 года набор на бакалавриат прекратился, и теперь кафедра готовит только магистров. Летом 2019 года набрали крайнюю группу магистров с нашего бакалавриата - больше "молодого пополнения" с нашей кафедры нет. Даже если восстановят набор на бакалавриат, придется ждать 4 года пока они отучатся и смогут перейти на магистратуру... Пока что собираются перебиваться бакалаврами с других кафедр(благо, они у нас практически всегда составляли почти половину магистерских групп). Часто к нам на магистратуру приходят даже с других ВУЗов, так что за будущее нашей кафедры можно быть спокойным. Тем более, после переименования, набор на бакалавриат хотят восстановить, бюджетные места вновь выделили. Главная проблема сейчас - недостаток преподавателей. Пожилые преподаватели уходят на пенсию, у многих проблемы со здоровьем(мой научный руководитель перенес инсульт пока я был на службе, и теперь мне приходится искать нового). Молодых преподавателей на кафедре практически нет, так что выкручиваться приходится увеличивая нагрузку на тех кто "остался в строю".
В институте вновь много иностранцев.
По прежнему много вьетнамцев.
Турки, по большей части уже отучились(они продолжали учиться даже во время кризиса в отношениях с Турцией в 2015 году, и продолжили с новой силой после их восстановления в 2016), теперь их встретишь нечасто(видимо те,кто остались-решили продолжить обучение в магистратуре/аспирантуре).
Монголы тоже уже отучились, в основном(правда их и раньше было сильно меньше).
Появилось дофига индусов и бенгальцев(Индия уже давно строит АЭС нашего типа, а Бангладеш начала постройку своей АЭС в Руппуре в 2017).
Много кубинцев и боливийцев. Куба и Боливия хотят построить центры ядерных исследований. С Кубой все нормально, а вот как сейчас с Боливией после прозападного переворота будет - не знаю. С их студентами(а их приехало намного больше, чем кубинцев) - тоже.
Самая большая, после вездесущих вьетнамцев, и самая колоритная группа иностранных студентов - негры. Замбийцы. Появляться они начали еще где-то в 2017, когда я заканчивал бакалавриат. Из-за того что кто-то из преподавателей брякнул о том что они приехали из Южной Африки, многие считали что они с ЮАР. Даже ожидали увидеть среди них белых(в ЮАР даже сейчас белых довольно много). Типичный южноафриканский акцент английского языка, на котором они разговаривали, только подкреплял это ложное представление. И лишь через год, когда они стали более-менее общаться на русском(или общаться с некоторыми студентами на английском) нам стало ясно, что они из Замбии. Некоторые до сих пор путают эту страну с Зимбабве, так что поспешу успокоить сторонников Родезии и Яна Смита - эти люди не из страны, где пришедшие к власти чернокожие националисты во главе с Мугабе устроили в 90е годы "апартеид наоборот", выгнав почти все белое население и превратили некогда процветающее государство в страну третьего мира. Нет, они из соседней страны, куда многие белые, как раз и убежали. И в отличии от той же ЮАР, куда шел основной поток беженцев, страна не идет по "зимбабвийскому пути" и обстановка там, по африканским меркам, нормальная. Как рассказывал мне бывший родезиец, с которым я пересекся в калининградском аэропорту в день "дембеля", Замбия свои плохие времена перенесла в первые 10 лет своей независимости. С тех пор, пока рушились соседние, некогда успешные страны типа Родезии(Зимбабве) и, позже, ЮАР, Замбия более-менее стабилизировалась и начала восстанавливать свою экономику, переманив множество белых фермеров из разоренного войной Зимбабве. Сейчас туда потихоньку перебираются даже некоторые буры из некогда самой развитой страны Африки - ЮАР(которая так же как и Зимбабве, скатывается в пропасть из-за агрессивной политики черного большинства), а недавно страна заключила договор с "Росатомом" о строительстве АЭС, отправив к нам своих студентов. Смотрятся они конечно необычно, но ведут себя культурно. По факту, это единственные студенты в нашем институте, с которыми я могу нормально поговорить на английском.
В целом, родная "ИАТЭха" пока еще живет и даже в какой то мере развивается.
Ко всем этим изменениям мне еще предстоит привыкнуть. Ахуй от того, что можно без проблем сходить куда тебе хочется(в тот же магазин), делать все что тебе захочется, есть и спать когда тебе захочется, пользоваться телефоном и Интернетом без боязни быть пойманным и наказанным, уже прошел. Потихоньку я восстановился и адаптировался. Осознал, что мне уже 25 лет...
Двадцать пять! Даже для долгожителей, это уже четверть жизни! А в России для большинства населения - почти половина. Как то задумался о том, какое у меня было первое воспоминание. Вернее, какой фрагмент своей жизни я запомнил впервые? Вспомнил, как в годовалом возрасте я с родителями гостил у маминой подруги и она подарила мне маленький жёлтый свитер. Я тогда все норовил дотянуться до фарфоровых фигурок-кошек на полке, но дочки маминой подруги все мои попытки пресекали. Мысленно прокрутил все другие моменты, которые хорошо запомнились... Как будто все это было вчера, ну или на крайняк, неделю назад. Для большинства моих сослуживцев, служба положила конец детству. Для меня же, служба окончилась завершением юности. 25 лет...Конец этой эпохи. Пора покорять новые горизонты. Привет, взрослая жизнь.