Представительницы прекрасного пола в ВКЛ вряд ли могли сильно жаловаться на тяжелую женскую долю - во времена, когда хозяевами положения считались мужчины, их положение выгодно отличалось от положения «сестер» во многих других странах. В юридическом и финансовом отношении женщина ВКЛ, вне зависимости от происхождения, была вполне независима.
Крепостная крестьянка могла жаловаться на барского управляющего, обидевшего ее мужа, горожанка через суд отнимала имущество мужа-пьяницы, дама шляхетского происхождения вела крупные финансовые сделки и лично водила челядь в атаку на имения обидчиков. Вспомним хотя бы о традициях брачных контрактов, веновой записи, когда жених отдавал в распоряжение невесты имущество или средства, зачастую в разы превышающие стоимость приданного. Впоследствии все эти средства являлись даже не собственностью семьи - это был совершенно женский капитал. Даже дети не могли на него претендовать.
Все это создавало условия, при которых во многих вопросах мужчинам приходилось считаться с женским мнением. Семейные отношения были как раз той сферой, где, как правило, женское слово было последним. Всякий мужчина, вступая в брак, уже в те далекие времена понимал, что теперь в его жизнь бесповоротно вторгается относительно новое понятие - теща.
Для Ромео и Джульетт в ВКЛ условия были самые неподходящие: брак без благословения или разрешения родственников был делом весьма трудным. Можно было с легкостью остаться без всякого имущества и даже подвергнуться судебному преследованию. Правда, существовали и лазейки: девушка могла обратиться в любой городской суд и заявить о желании выйти замуж за своего суженного, а также объяснить причину, по которой родные противятся браку. В таком случае уведомление играло на руку молодым - закон запрещал заключать браки насильно. Но ни в коем случае это не избавляло от дальнейших тяжелых ссор и тяжб. Поэтому наивернейшим способом добиться своего для всякого возжелавшего вступить в брак молодого человека была попытка понравиться будущей теще. По крайней мере, это гарантировало успех на первых порах.
Ян Панковский, судя по всему, потерпел фиаско уже на самой первой стадии, княгине Ружинской он не понравился. Зато ее дочери пришелся по сердцу. Княгиня всеми силами сопротивлялась браку дочери с небогатым и совершенно незнатным молодым человеком. Но молодые люди решили рискнуть и княжна Екатерина Ружинская совершила совершенно неожиданный для своей матери поступок - бежала из дома. Просто воспользовалась случаем и ушла в чем была к любимому. Ян Панковский мог себя считать победителем. Но он не учел одного - кроме жены он приобрел и классическую тещу. Княгиня немедленно затеяла судебный процесс против дочери и «какого-то» Панковского. Теща придирчиво подсчитала, во что обошелся ей уход дочери, приплюсовав к стоимости одежды еще и стоимость обуви и украшений. Даже договариваться с тещей Панковскому оказалось трудно: аргументы не действовали, предметов для торга не было. Поэтому молодые пошли на совершенный разбой. Они вооруженной силой отняли у княгини одно из имений, зажили там и полностью взяли бразды правления в свои руки. В конце концов, теще пришлось договариваться, но о нежных отношениях можно было даже и не думать.
Василий Васильевич Загоровский, по-видимому, пытаясь не повторить ошибок отца (
http://polubiako.livejournal.com/33613.html), начал свои ухаживания за княжной Сокольской с того, что пытался понравиться ее матери, княгине Магдалине. Результат оказался самым печальным: княжну выдали за другого, а неудачливому жениху осталось лишь подсчитывать огромные финансовые убытки - а что делать, перспективная теща очень любила дорогие подарки.
Даже после свадьбы дружба с тещей была необходима как воздух: обычно не тесть, а именно теща распоряжались приданным. Наконец, от конкретного расположения тещи зависело решение такой тонкой житейской ситуации как: «я обиделась и ушла к маме». В одном случае жену немедленно возвращали мужу, в другом, брак мог распасться с самыми нежелательными последствиями для всех сторон. Ну а в исключительных ситуациях влияние тещи могло привести к поистине роковым последствиям.
Князь Воронецкий перехитрил сам себя: свое пошатнувшееся финансовое положение он решил поправить за счет семьи сына. Сын похлопотал перед тещей и князь Станислав получил в долг изрядную сумму. А потом ему пришла в голову вообще прекрасная мысль: жениться на теще сына. Марина Гулевичевна ухаживания приняла и вскоре стала именовать себя княгиней, совместив для младшего Воронецкого звания тещи и мачехи одновременно. Брак в то время был делом ответственным - только церковной церемонии совершенно не было достаточно. Вот как раз до официального признания Марины супругой князь Станислав совершил роковую ошибку - потихоньку переписал некоторые имения братьям. На беду это оказалось именно то имущество, которое обеспечивало его долги перед Мариной и уже ранее переданные в ее управление. Гнев оскорбленной женщины был страшен. Молодому князю Воронецкому пришлось оказаться перед сложным выбором: в конфликте следовало встать на сторону отца или тещи-мачехи. Младший Воронецкий оказался реалистом и полностью подчинился матери жены. А князю Станиславу пришлось прятаться у братьев, проживая в их имениях только из милости.
Даже после нескольких лет брака, теща всегда оставалась тещей. И горе неосторожному. В 1649 году Андрей Коморовский поспорил со своей тещей на щекотливую для последней тему - о религии. Брак между представителями разных конфессий не был чем то исключительным. При этом зачастую даже не требовалось менять вероисповедание. В сельской местности не были исключением венчания, проводимые католическим и православным священниками совместно. Но в случае с Коморовским именно принадлежность тещи к иной конфессии и бесконечное «отстаивание своей правды» обоими и привело к конфликту. Жену с детьми теща вывезла силой из дома и отдала под строгий надзор в монастырь, а сама стала хлопотать о разводе. К этому времени супруги Коморовские прожили в счастливом браке уже целых двадцать девять лет, и такого подвоха пан Андрей от своей тещи на старости лет ну никак не ожидал.
Ну а сейчас люди, которые с наслаждением рассказывают друг другу анекдоты про тещ, зачастую и не представляют, насколько они сами и их «выстраданные истории» близки людям 15-17 веков.
http://ru.delfi.lt/vkl/history/tescha-vo-vse-vremena-tescha.d?id=66597244#ixzz3LORMDU5s