Одна из самых мрачных страниц эвакуации тюрем западных областей - незаконные расстрелы заключенных. Нигде в документах цель этих расстрелов не сформулирована в явном виде. Видимо, фактически она состояла прежде всего в том, чтобы не оставить противнику живых свидетелей преступлений НКВД и советского режима, как в довоенное время, так и в дни войны.
("Без права на помилование" Василий МАТОХ)
Такого не делали ни поляки в 1939-м, ни нацисты в 1944-м. Советская милиция расстреливала массово - из автоматов, через окошки для передачи пищи. Или бросала в камеры гранаты. Некоторые из этих камер пришлось замуровать - и эксгумацию провели уже зимой. Июнь 1941 года запомнился... не только нападением нацистской Германии, но и кровавыми расправами, совершенными якобы своим же государством в тылу. (Расстрелы заключенных в июне-июле 1941 года. Как это было )
Однако, при рассмотрении документов оказывается, что расстрелы (а уж тем более взрывание гранатами) не только не были массовыми, но и затягивались, несмотря на близкие боевые действия. Мало того, о любых нарушениях законодательства, моментально извещалось вышестоящее руководство
Для примера - тюрьма г. Гомеля. На Гомельщине бои идут с июля 1941 г. Город был захвачен фашистами 19 августа 1941 г.