Недавно читал воспоминания Виктории Петровны Брежневой (1907-1995), жены Леонида Ильича и заметил там немало интересных фактов, которые будут мною выделены.
Леонид и Виктория Брежневы начали свою семейную жизнь в 1927 году, а продлилась она более полувека, и вполне счастливо, дожили до внуков и правнуков, не разлучались и даже не бранились. Леонид Ильич Брежнев был добрым семьянином и заботливым супругом, любящим, но строгим отцом и дедом.
В 1939 году Брежнев становится секретарем Днепропетровского обкома по пропаганде. Это была уже очень высокая номенклатура.
«И радости были, все было. Маленькие дети - такая радость, а выросли - одно горе. Леня приходил с работы поздно - дети его не видели неделями. Особенно когда в обкоме работал. Приходил в два и три часа ночи - дети уже спят, а утром дети в школу идут - он еще спит. В обкоме обедал. Только в воскресенье видели его, да и то, смотришь, опять звонят - срочно вызывают в обком».
Да, сейчас можно упрекать номенклатурных работников и в спецпайках, и в персональных автомобилях… Да в чем угодно. А упрекает кто? Кто сам так никогда не работал.
«У нас на первое в основном борщи: борщ украинский, горячий и холодный. Теперь я варю борщ только на растительном, подсолнечном масле - нужна легкая постная пища. А в те годы делала борщ из свеклы, картофеля, капусты, помидоров, чеснока, сала. И еще хороший кусок мяса. Иногда немного фасоли или грибов добавляла. На второе готовила жаркое, котлеты. На жаркое брала свинину, ошеек, самое хорошее мясо, по-моему: жиру немного и мясо мягкое. На рынок сама ходила. Раньше все на рынке брали. Битую птицу тогда никто не покупал - вдруг она дохлая?! Брали только живую. Какие базары на Украине! Особенно в субботу и воскресенье. Кур привозили большими клетками. Скажешь, вот эту курицу - тебе ее поймают. А сколько рыбы на Украине?! Там же Днепр! На базар я любила ходить. Борщ варила на два-три дня, суточный - он вкуснее, потому как настаивается. Мясо можно прокрутить через мясорубку, луку добавить... Вареники, блинчики с мясом сделать или пирожки. Вареники Леня любил с картошкой и с квашеной капустой, с жареным луком, а пироги любил с горохом. В воскресенье, когда вся семья в сборе, пироги пекла с мясом, но больше с горохом. Любил жареную рыбу: сома или налима без костей. Потому что еще в молодости подавился как-то косточкой и с тех пор опасался. Карасей я готовила, но косточки выбирала, фаршировала рисом, грибами».
Кто расскажет как при Сталине народ голодал? «Раньше все на рынке брали. Битую птицу тогда никто не покупал - вдруг она дохлая?!» Кто расскажет как злобные чекисты выловили всю рыбу в Днепре и утопили в нем всю птицу, чтобы устроить голод? «Кур привозили большими клетками. Скажешь, вот эту курицу - тебе ее поймают. А сколько рыбы на Украине?! Там же Днепр!»
«Леня ушел на фронт прямо из обкома. В первые дни июля уехал. А мы остались. Через несколько дней приехал за пополнением уже в форме. В эти дни начали эвакуацию завода. Такая бомбежка была! От нашего дома недалеко мост через Днепр - его и бомбили! А все, что мимо, - по нам! Леня пришел прощаться, а тут такая бомбежка! Ужас! Он говорит: «Да у вас хуже, чем на фронте!» Детей поцеловал, со мной попрощался и уехал! На четыре года уехал! У него не было военного образования, потому присвоили ему звание полковник, а так бы сразу генералом стал.
После его отъезда мы эвакуировались с обкомом. Долго ехали - несколько недель...
Поселили нас, несколько семей, в одной комнате. Мне досталась солдатская железная кровать. Еще у меня был коврик, им я закрывала окно, чтобы не дуло. И вот на этой кровати всей семьей спали - я, Галя и Юрочка, они валетом, а я рядом. На второй кровати жена Якова Ильича с ребенком. У противоположной стены еще две кровати стояли: жена секретаря обкома, а позднее генерала Грушевого с дочкой спали и ее мама с мальчиком. И нее - в одной комнате! Четыре семьи и еще мама Лени. И так два года. Назад мы уехали в 1943 году. Как жили, как выжили - не знаю! По сравнению с другими эвакуированными мы еще неплохо устроились - хоть и тесно, но все же, как говорится, крыша над головой. Аттестат был от Лени на 1000 рублей. Карточки на четыреста граммов хлеба каждому. К военторгу были прикреплены, паек получали: лапшу или вермишель. На разбавленном молоке варили нечто вроде супа. А лето подошло, легче стало - дикий лук, щавель зеленый, чеснок...»
Жены и дети нынешних генералов и губернаторов, как вы будете жить во время войны?
Весной 1950 года Брежнев был направлен Первым секретарем ЦК компартии Молдавской Республики.
«На этот раз мне хлопот прибавилось, потому что семье пришлось разделиться, а мне обустраивать два дома. Дело в том, что осенью Юра окончил школу и поступил в металлургический институт - ему надо было оставаться в Днепропетровске. Устроила я его на жительство у двоюродной сестры Риты. Мы свою квартиру сдали. А Рита училась в медицинском институте, вот с ней и остался Юра. Я из Кишинева вскоре вернулась посмотреть, как они живут. И, конечно, очень расстроилась. Рита сама студентка, ей домашними делами заниматься нет времени, да и не умеет она готовить, девушка в этом неопытная. Вот и пришлось мне из Кишинева приезжать в Днепропетровск регулярно. Приеду, наведу порядок, наготовлю им на неделю - и назад, в Кишинев. В Молдавии мы поселились в небольшом отдельном доме. Кроме Гали с нами приехала племянница Лера. Они с Галей в одной комнате разместились».
Ну-ну…. Представьте себе Батурину (уровень примерно соответствует) - пока Лужков занят госделами - одну дочку студентку пристроила на жительство у двоюродной сестры, навещает в соседнем городе другую дочку - на неделю ей готовит. А сама живет с Лужковым в маленьком, но ОТДЕЛЬНОМ доме.
Выводы, как всегда, делаем сами