Общеизвестно, что с носителями европейской демократии в период 1941-45 г.г. сотрудничали честные, преданные родине люди
Сторонников советской власти по всей территории, оккупированной немцами, все же было немного. Больше - безразличных и, наконец, подавляющее большинство - люди, ненавидевшие советскую власть и считавшие органы самоуправления своим руководством. Отсюда совершенно ясно, что большинство населения относилось к местному самоуправлению положительно. Такое отношение возрастало в зависимости от того, насколько самоуправление способно было отстаивать интересы народа, ходатайствовать за него перед оккупационными властями и заботиться о его благосостоянии и обо всех его жизненных потребностях. Самоуправление, которое оборудовало больницу, организовало школу или помогало населению получить продукты первой необходимости, пользовалось определенными симпатиями, а в некоторых случаях даже существенной поддержкой. Даже тогда, когда во главе руководства стояли люди и не имевшие административно-хозяйственных способностей, но люди честные, не злоупотреблявшие своим положением, к ним все же относились благосклонно.
Показательно, что в органы городского самоуправления почти во всех случаях попадали интеллигенты - инженеры (Харьков, Днепропетровск, Киев, Кировоград), - юристы (Смоленск, Полоцк, Петергоф, Луга, Ялта), педагоги, врачи, агрономы. Во всяком случае, бургомистрами больших и малых городов почти всегда были представители трудящейся интеллигенции, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны. Этой лучшей стороной были - честность, преданность родине, административно-хозяйственные способности, семейное положение и личное поведение в быту.
Несколько иной характер носили выборы органов самоуправления в сельских местностях. Тут население пользовалось несколько большими правами, чем городское. К сельскому населению немцы относились с большим доверием, чем к городскому, и во многих случаях почти без риска могли предоставить ему право выделить из своей среды человека, которому можно было бы вручить власть.
Нет необходимости доказывать, что принять на себя обязанность старосты или другого работника в органе самоуправления мог далеко не всякий. Трус, шкурник, пройдоха едва ли мот пойти на такую работу. Чтобы принять ее, нужно было располагать известной долей самоотверженности, а порой даже жертвенности.
Местное самоуправление должно было изыскивать средства для обеспечения части населения необходимыми продуктами питания. Эта задача в условиях оккупации усложнялась тем, что никаких заготовительных и торговых организаций не существовало.
Наладить, например, выпечку хлеба в таких условиях было очень сложным делом. Не говоря о том, что необходимо сначала получить разрешение оккупационных властей, затем оборудовать помещение, привлечь рабочую силу и, наконец, устранить возможность злоупотреблений.
В городе Себеже, где значительная часть населения в период оккупации ощущала острую нужду в хлебе, бургомистр, используя доходы мельниц, организовал его выпечку для малоимущих.
Вот еще очень существенный вопрос в оккупационный период - организация больницы. В том же Себеже во время боев больница была полностью разрушена, уничтожено почти все оборудование и аптека. Бургомистр и городской врач на свой риск и страх взялись за организацию городской больницы. Сначала с большими трудностями раздобыли помещение - дом, который требовал ремонта. Пришлось доставать все для ее оборудования - буквально по одной койке, большинство из которых были походными кроватями. Еще больше трудностей вызывало приобретение белья. Частями и в разных местах пришлось добывать лекарства.
Подобным образом возникли многие учреждения, которые пришлось создавать в тяжелых условиях. Таким же образом создавались школы, детские ясли, дома для престарелых и т. п. (Владимир Батшев, ЖИЗНЬ В ОККУПАЦИИ )
А кровавые сталинские палачи-нквдисты, из которых состояли партизанские отряды, убивали лучших людей России без суда и следствия