Dec 13, 2016 13:15
На той неделе я закончил читать книгу "Milestones of medicine in 20th century". Да - я был поражён как изменилась медицина за сто лет, в двух десятках которых я жил. Я менее поражён реакции публики на то, что сто лет назад могло умертвить их, а теперь она относится к этому как невлияющему на них пятому колесу.
Но есть вещь, которая была высказана в конце книги, относящаяся ко многим отраслям сегодняшней жизни: чем более лучше медицина спасает жизни, тем больше средств она требует. И если в начале века бюджет страны позволял вносить новые изобретения в список намного быстрее, то сейчас увеличилась продолжительность использования лекарств по "частным" ценам, когда их дороговизна не может быть перебита государственными вливаниями.
С началом социального государства идея, основывавшаяся на коммунистической его сути в рамках борьбы с советским влиянием утверждала: давайте дадим гражданам базисный пакет проверенных средств, а разработки дадим на откуп частному бизнесу, иногда под госконтролем. Количество частности и контроля варьировалось, но анархии и свободного рынка больше не планировалось.
К концу двадцатого века ситуация развернулась так, что на новые лекарства правительство выделяет дополнительные деньги, а так как основные болезни XXI века становятся всё более геронтологическими, то мы всё больше и больше строим очередные ножницы: увелечение потребителей лекарств при сокращении их финансирования.
При этом в образовании ситуация иная: контроль государства наблюдается лишь за одним направлением школ, остальные имеют свободы и неподотчётность. Картина обратно пропорциональна медицинскому госотделу со слабым стремлением частных школ заниматься общеобразовательными для всех предметами и жесточайшим стремлением выделиться и таким образом получить свой куш из общего бюджета.
Да - в образовании существует проблема идеологизации, которой также более подвержены дети. Прививка от болезней от которой 150 лет назад умирали многие несовершеннолетние в нынешнее время - это перевес шансов выжить в направлении полной сотни, но изучение истории в соседних странах может привести к сокращению этих шансов в направлении нуля.
Но изучение достижений точных наук требует их преподавания в классе. Эволюция требует осознания её базисных двигателей в раннем возрасте и на уровне биологии, а не на уровне мифического "правильного приобретения информации". Критичность в оценке её качества возникает намного позднее, когда такие объёмы информации, как разнообразие животного мира уже нелегко выучить за столь короткое время.
На мой взгляд преподавание требует изменения приоритета в бюджете. Так как учитель, получающий максимальную зарплату среди госслужащих, в эпоху роботов становится важнее докторов, так как даёт им знания и умения в намного более раннем возрасте чем они решают стать им докторами или теми же учителями. В технологическую эпоху учителя становятся судьями от которых требуется качество знаний и поведения, многосторонность знаний, умение предоставить материал в доступной информации и дать вердикт о способности своих учеников воспринять этот материал на достаточном уровне для преподавания следующего учителя в образовательной цепочки. А это уже хирургическое мастерство.
государство,
Процессы,
слова,
Израиль,
Israel Knesset Израиль Кнессет,
уроки